Творчество и деньги — можно ли получить всё и сразу? Может, есть интересные нюансы, которые помогут монетизировать желание снимать кино?
Мы собрали мнения трех разных специалистов в эту статью — читайте, вдохновляйтесь, делайте выводы.
Сколько стоит снять кино для своего бизнеса?
Кандидат медицинских наук, основатель и главный врач Центра челюстно-лицевой и дентальной имплантологии «I.R.I.S.» Юлия Семёнова делится опытом:
«В 2017 году наша компания основала Центр челюстно-лицевой и дентальной имплантологии «I.R.I.S.». В целях популяризации санитарно-просветительской деятельности клиники мы отсняли несколько социальных видео-роликов с участием реальных пациентов, снимали и монтировали прямые эфиры коллективных online-консультаций для пациентов России, но решили, что вернее будет взяться за глобальный проект и снять документальное кино о жизни пациентов и врачей, живущих в России.
Наша компания занимается медицинским туризмом в сфере стоматологии, гости прилетают из различных городов Сибири, Дальнего Востока и центральной части страны. В марте 2022 года мы начали съемку документального проекта на основе интервью с пациентами клиники. Лейтмотивом будущего фильма должна была стать линия боли, которая пронизывает ленту, от начала до конца: физическая боль от патологических процессов и боль эмоциональная, боль человеческий души от глухоты чужих сердец.
Сегодня не найдется ни одного врача в мире, чьи пациенты хотя бы раз в жизни ни испытывали чувство боли. Для меня было важно во всем разобраться самостоятельно. Я подробно изучила законы жанра интервью, успешно записала финальный тракт в телецентре Останкино. Далее получила профильное образование в сфере актерского мастерства, которое позволяет мне вести деятельность в сфере кино и телевидения.
Дополнительно обязательно прочитайте статью нашего эксперта
Фильм изначально был с претензией на полный метр.
Но в виду отсутствия внешнего финансирования, было принято решение сократить его объем, при этом, иметь возможность отправить фильм для участия в фестивалях короткометражного кино. Состоялось несколько встреч-консультаций с режиссерами и драматургом, бюджет был обозначен от 100 000 рублей до 3 000 000 рублей в зависимости от количества участников команды, локаций, сложности технических задач в процессе производства, режиссуры монтажа и прочее.
Изучив основы драматургии кино на профильной кафедре во ВГИК, я сняла два видеосюжета по собственноручно написанным сценариям. Работу вели вдвоем с оператором, который в последующем занимался склейкой кадров. В кадре оказались реальные пациенты и непрофессиональные актеры — сотрудники клиники. Закадровый голос записали самостоятельно.
Считаю, что мы получили хороший опыт, но не учли множество деталей:
- во-первых, любое документальное кино корпоративного характера содержит в себе специфические и весьма определенные задачи, куда можно отнести направление фокуса внимания вглубь корпоративного ядра;
- во-вторых, все связи с общественностью в подобных случаях довольно персонализированы, и здесь, как правило, речь идет о тех клиентах, кто уже знаком с продуктами и услугами компании.
Всем остальным документальный фильм будет не особо интересен, если, конечно же, не добавить туда художественного вымысла. Таким образом, съемка любого кино начитается не со сценария, а с идеи, которая будет бить в самое сердце, высвечивая в фабуле произведения те черты характера героя, которые повлекут за собой создание судьбы, похожей на судьбы многочисленных зрителей. После этого наступает подготовительный этап работы: собирается команда, пишется сценарий и поэпизодный план, подбираются актеры, начинается «застольный», после него, съемочной период.
По окончании съемок будущий фильм уходит на постпродакшн: лента ложится на монтажный стол, выполняется цветокоррекция, озвучка персонажей, добавление спецэффектов. И, вот, Вы уже в кинотеатре на презентации новой картины, выходите на сцену всей съемочный группой и понимаете, что оставили после себя нечто важное, то, что может однажды помочь человеку.»
Так сколько же стоит снять кино?
Своим мнением с нами поделился директор ООО «СаниРум»:
«Многое зависит от целей и задач:
- Для рекламного ролика компании подойдёт ролик, оригинальный, хорошо смонтированный, небольшой, всё сжато и по факту в яркой обложке.
- Короткометражка — это более оригинальный вариант, не для массового потребителя. Состоявшиеся серьёзные люди, ценящие труд и деньги обратят на оригинальность внимание и будут готовы отдать деньги за ваш товар/услугу.
Для съемки качественной короткометражки нужно немного:
- камера, необязательно профессиональная и дорогая;
- человек, профессионально работающий «за объективом»;
- сценарист(если планируется глубокое произведение);
- режиссёр, работающий со светом, локациями, атмосферой;
- монтажёр финальной ленты и пара/несколько актёров, в зависимости от количества действующих лиц;
- если не хотите/не можете хорошо сыграть роль сами или со знакомыми.
Если делать расчёты с нуля, при условии, что у вас нет знакомых из списка необходимых людей выше, готовых работать над вашей картиной бесплатно или за минимальную плату, нет маломальской камеры или хорошего телефона, рассчитывайте на 3500-5000$. За такую цену можно снять достойную короткометражку на 15-20 минут в нескольких локациях вашего города. Она не будет броской и яркой, с видами каньонов или условной Эйфелевой башни, ведь смысл не в этом.
Обязательно подбирайте сценариста, режиссёра и «съемщика» с умом, от них зависит глубина и восприятие картины, что за свою минимальную стоимость может дать хорошую короткометражку со смыслом, темами, идеей и визуалом. Люди в первую очередь воспринимают визуал: характер съемки, оригинальность локации/локаций, уникальность углов и т.д.(работа режиссёра с «оператором»), удовлетворившись достойной картинкой, мы обращаем внимание на сценарную составляющую — смысл и послы, который вы захотите донести. В финале вывод, развязка, реклама, в зависимости от характера ролика.
Учитывайте, что хорошая короткометражка — это энергозатратный проект, в котором вы должны непосредственно участвовать».
Что выгоднее снимать?
Об этом нам рассказал режиссер-постановщик с 14-летним опытом Денис Протасов:
«На самом деле, выгодно снимать и кино, и рекламные ролики.
Съемка действительно качественной и крутой рекламы стоит дорого. Почти также дорого, как и кино, ведь и для того и для другого нужно арендовать локацию, взять в аренду целую кучу оборудования, нанять актеров, гримеров, провести съемку.
Разница только в том, что реклама — короткая форма. И снимается она обычно за один — два, максимум три дня. А кино — длинная форма. И съемочный период может начинаться от 1 месяца и длиться до года (а у особо именитых режиссеров и до нескольких лет).
Если очень грубо прикинуть, то одна съемочная смена рекламного видео стоит от 1 миллиона рублей. И нет, эти деньги себе в карман не забирает продюсер или режиссер. Это суммарная себестоимость всех съемочных процессов.
Соответственно, задаваясь вопросом сколько будет стоить в производстве некий условный короткометражный фильм со съемочным периодом в 5 дней, мы получим начальную стоимость от 5 000 000 рублей.
Так что же выгоднее снимать продакшенам? С экономической точки зрения и для формирования стабильной бизнес модели — сериалы и кино. Это длительнее, а значит позволяет прогнозировать доход. Однако для поддержания имиджа неплохо поснимать и рекламу. А вот стоит ли снимать на собственные деньги фестивальное короткометражки — это большой вопрос. Лучше найти спонсоров и, затем, продать эту короткометражку онлайн-площадкам».