Во Всероссийском музее декоративного искусства, что расположен в станинном особняке в центре Москвы на Делегатской улице прошла выставка «Сказки четырех стихий». В качестве специальных гостей был приглашен Арт-дуэт МАСтер и КАтерина. Они представили новую экспозицию «Elementa», состоящею из 8 работ, а главные четыре элемента стали лицом выставки, были изображены на афише проекта.
Мы с удовольствием посетили вернисаж выставки по приглашению самих авторов, давно и с интересом следим за творчеством этих необычных художников. На вернисаже мы договорились об интервью, но ввиду огромной занятости арт-дуэта, такая возможность появилась только сейчас.
И так, у нас в гостях арт-дуэт, это два замечательных художника, муж и жена, которые живут и творят вместе: арт-дуэт МАСтер и КАтерина.
Не случайно первые буквы их творческих псевдонимов складываются в слово МАСКА. Феномен «МАСКА» лежит в основе их творчества. Как они говорят: целая многогранная, многообразная, бескрайняя вселенная — МАСКА. Работы дуэта разные, но практически всегда трехмерные. За каждой работой стоит исследование, искание, история. В своём творческом поиске МАСтер и КАтерина неизменно обращается к вечным темам и образам, которые считываются зрителем на уровне генетической памяти, стремятся переосмыслить маску как культурный артефакт, обладающий особыми эстетическими, философскими и сакральными смыслами.
Маска – я ведь тебя совсем не знаю. Перефразирую крылатую фразу.
Вы успешные, на мой взгляд, художники, с ярким узнаваемым стилем. Мне импонирует ваше творчество, даже подумываю о приобретении вашей работы.
И хочу поговорить с вами сегодня, не о вдохновении, творческом поиске и всем том, что шаблонно спрашивают у художников. Зная, что вы люди откровенные и прямолинейные, хочу задать вам ряд необычных и несколько провокационных вопросов, про разные стороны жизни художника. Например, про деньги. Можно?
Любопытно и необычно.
Конечно можно, но мы художники, поэтому не претендуем на звание истины в последней инстанции. Тем более, что есть абсолютная истина в искусстве…. Будем отвечать вам, как считаем нужным, исходя из опыта и своих ощущений. Деньги это всего на всего побочный продукт талантливой, уникальной и грамотной деятельности.
А на счет приобретения работы – ничего не выйдет. Коллекционеры, которые приобретают одну работу в коллекцию в скором времени возвращаются за второй, третьей😊))
Начнем сразу с места в карьер.
Ваши работы стоят довольно дорого? Почему? Ведь расходные материалы вполне доступны и дешевы. Из чего складывается стоимость картины?
Что значит дорого не совсем понятно. Наши работы довольно часто выставляются и представляются в Европе, реже в США и других странах, где стоит определенный ценник на определенный класс работ в сфере искусства, а также наши работы представлены в частных коллекциях. Конечно, гуляя по набережной где-нибудь в Венеции или в Ницце можно купить какой-нибудь милый хенд мейд картинку за 50 евро. Но зайдите в приличную галерею с именем, которой можно доверять, вы обнаружите там совсем другой порог цен. Люди в России это путают.
Ниже определенного порога мы просто не можем продавать. Это не жадность. Это часть современного искусства. Цена + ценность. Состоит из Имени (что это такое объяснять думаю не нужно), которое формируется как из мастерства художника, из уникальности его художественного исследования и высказывания, из представленности работ на выставках, галереях, в коллекциях музеях и частных коллекциях. Одно действительно цепляется за другое.
Я помню мне один художник рассказывал, как его приятель хвастался, что продал на известном аукционе свою работу за 50 тысяч, при обычной стоимости его работ в районе 100 тысяч и более. Мой знакомый художник усмехнулся и сказал следующее: «Молодец. Теперь ты опустил стоимость своих работ в коллекциях у людей, которые покупали у тебя раньше».
В правильном варианте цена на произведение искусства живого художника (уж простите меня за этот термин, но смерь художника это тоже часть «искусства») должна только расти.
Не все художники могут себе позволить ждать продажу работ по высокой цене и начинают падать. Что, плохо, как вы уже поняли. Но голод не тетка…
Мы имеем возможность в жизни не завесить критично от продаж наших работ, поэтому понижать цены не будем, только повышать. Тем самым повышая цены наших произведений, которые уже ушли в частные коллекции и музеи.
Да и спрос на работы постоянно растет. За последние 7 лет стоимость наших работ увеличилась раз в 30…
Так что, мы не жадные, просто такие условия созданы.
Из чего складывается стоимость? Ведь художественные материалы стоят достаточно дешево?
Что-либо стоит столько, сколько за него готовы заплатить. Существуют, конечно, всякие глупости, когда кто-то на авито выставил свой рисунок за миллионы миллиарды. Но понятно, что это просто смешная история. Вряд ли кто-то купить.
На счет дешевизны материалов, ну мы бы так не сказали. Хорошие качественные краски, лаки, разбавители, кисти, холсты, другие расходники стоят прилично. Мы, к примеру работаем в технике ассамбляж, проще говоря трехмерные картины, так у нас арсенал необходимых расходников еще шире. А еще постоянный поиск новых форм, постоянные эксперименты с новыми материалами. Прибавьте сюда мастерскую. Я знаю художников, которые работают в собственной квартире. Не лучший вариант, скажу вам. Очень много ограничений добавляет. А еще прибавьте расходы на искусствоведов, арт менеджеров, арт критиков, которые описывают работы, пишут профессиональные статьи, им тоже нужно зарабатывать. А еще фотографы, видео, издание каталогов… Многие художники и за проведение своих выставок готовы платить.
Это только финансовая сторона, а есть еще и временная. Время – это самый ценный ресурс, его не накопить не купить.
У нас кстати есть новая работ, новый диптих, посвященный этим ресурсам: время и деньги.
Красивая кабинетная работа. Там ей самое место, в центре принятия бизнес решений😉 Последние штрихи остались и покажем ее на выставке.
Выставки — значит история платная? Сколько стоит участие в выставке? Я думала, что только посетители платят за входные билеты😊
Далеко не все выставки платные. Я имею в виду платные для художников. Выставочный проект всегда связан с расходами. Вашим бизнес ориентированным читателям это должно быть понятно. Помещение, освещение, организация, коммуникационная или рекламная компания, фуршеты, клининг, наконец.
Кто-то за это должен заплатить, в ряде случаем это сами художники.
Информация по стоимости участия в различных выставках полно в отрытых источниках. От пары тысяч до миллионов.
Например?
Хорошо, какая-нибудь АртРаша от 300 тысяч, АртМосква от 500 тысяч, если память не изменяет. Но оговорюсь, это не совсем выставки, это ярмарки, само понятие предусматривает продажу. А заначит оплату «торгового места»
А вы тоже платите за участие в выставках?
Отвечу историей, которую рассказал нам однажды Заслуженный художник Российской Федерации Дмитрий Никитич Санджиев. Специально взяли дорогого и именитого.
Он поведал, что однажды его пригласили выставиться в Америке, за деньги. Дмитрий Никитич, заплатил. И что же произошло дальше? А дальше, галерист, получил деньги за выставку и уже не напрягался на счет приглашения коллекционеров, других коммуникаций, продажи работ. Он свое уже заработал. Получился такой вариант аренды помещения, где художник на время развесил свои работы.
В сухом остатке — ни денег ни славы для художника. Провальная выставка. В общем, Дмитрий Никитич, настоятельно посоветовал так не делать.
Бывает, конечно, и по-разному…
Несколько другое дело ярмарки. Это официальное место продажи. Но мы еще не участвовали ни в одной в России.
Почему вы не участвуете в ярмарках? Это принципиальная позиция?
Нет. Не принципиальная позиция. Просто очень много разных других проектов и предложений. И в России и зарубежном, несмотря на трудности и ограничения. Хочется рассказать о нескольких особенно важных. В первую очередь, не можем не упомянуть масштабный, межрегиональный академический исследовательский проект «Красные ворота»/«Против течения» Это биеннале, проводится один раз в два года. Организаторы проекта — Творческий союз художников России (мы являемся членами ТСХР) и Поволжское отделение Российской академии художеств. Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Участие для художников бесплатное. Ограничений нет. Только художник, заданные темы, и работы художника на эти темы. Понимаете, что это высочайшая степень справедливости.
В основу проекта положена методика европейского просветителя 17 века Яна Амоса Коменского, создавшего энциклопедический труд «Мир чувственных вещей в картинках». Задача организаторов данного проекта — отобразить через произведения художников начала XXI века многообразие окружающего мира природы и человеческих отношений, исследовать арт-процесс, произошедшие изменения, оценить роль искусства в происходящих социально-политических процессах. Проект предусматривает раскрытие и отражение средствами изобразительного искусства 100 фундаментальных и актуальных для первой половины ХХI века тем-объектов, составленных руководителем проекта и группой специалистов. 10 тем каждые два года. В этом году было подано более 7000 тысяч заявок. Огромный конкурс, высокая строгая отборочная комиссия. На каждую из 10 тем художник может подать только 1 работу. Мы участвовали в каждой теме, всего подали 10 работ. И как вы думаете сколько наших работ было отобрано?
Могу только догадываться. Сколько?
Все 10!!! Соответственно по одной в каждой теме. Огромная честь, огромная благодарность высокой художественной комиссии. Особенную благодарность хочется выразить руководителю и автору проекта, вице-президенту Российской академии художеств, председателю Поволжского отделения РАХ, академику и члену президиума РАХ, президенту Творческого союза художников России — Худякову Константину Васильевичу. Человеку колоссального разностороннего таланта. Да и всему ТСХР — самые лучшие, самые интересные проекты организуют.
«Красные ворота»/«Против течения» включает в себя каскад выставок, открытие в Москве, в июле, в этом году в Академии Художеств, в Галерее искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19), далее в ведущих российских музеях в поволжских городах (против течения Волги). До самого декабря. Уже издан красочный том энциклопедии, и создана электронная энциклопедия проекта. На Пречистенке мы представили «Вратаря» для Красных ворот –инсталляцию в теме «Агрессия»
Хорошо. Спасибо. Это Россия. А вы еще Европу упомянули.
В этом году у нас еще не было ни одного месяца без выставок.
С том числе, в апреле и июне уже прошли две выставки в Италии: в Пезаро и в Венеции.
Пезаро — небольшой курортный город на Адриатическом побережье, известный во всем мире оперным фестивалем Россини. В этом году он назван культурной столицей Италии. С Пезаро мы познакомились много лет назад. Он покорил нас своей камерностью, теплом и уютом. Мы зачарованные гуляли по живописным улочкам, разглядывали фонтан «Помидорка», так его называют местные жители, отдыхали у театра Россини…и конечно море….
А в этом году нас пригласили участвовать в международном выставочном проекте «Nostalgia di bellezza» в Alexander Museum Palace Hotel. Для участия в выставке были отобраны работы новой серии 2023 года «Elementа»: «Elementum air» и «Elementum ignis». Вот что написали итальянские критики: «В произведения, ощущается обращение к священным, таинственным и древним символам, как-то расходящиеся лучи и т.д. Искусство как инструмент познания мира через путешествие человека и возрождение древних символов и знаний…»
Именно эти работы вы видели не вернисаже во Всероссийском музее декоративного искусства.
В Венеции мы стали частью проекта «Artisti Ovunque» в легендарном Палаццо да Мула на острове Мурано, (Venezia, Murano, Palazzo da Mulan). Открытие состоялось в день летнего солнцестояния.
Для участия в выставке были отобраны пять наших работ.
И что-нибудь продали?
Конечно, наши работы постоянно уходят в частные коллекции.
Хорошо. Заинтриговали. Расскажите об этих проектах.
Буквально в октябре (с 11 по 25 октября 2024) нас пригласили участвовать в выставке к Кракове в «Stakkato Art Space».
А в ноябре (с1 5 по 18 ноября 2024) состоится легендарная «34th Contemporary Art Fair in Padua» . ArtePadova (АртПадуя) — четыре дня, посвященные искусству, с более чем 15 000 работ, выставленные на площади 28 000 м2, участие более 300 экспонентов и в среднем 26 000 посетителей в год…. Так пишут об этом проекте. Мы еще не разу не выставлялись в Падуе. В городе, где происходит действие комедии Великого Шекспира – «Укрощение строптивой». Главную героиню произведения тоже зовут Катерина.
В Москве будет ряд интересных коллективных проектов. И закончится год большой персональной выставкой, площадка уже выбрана, готовим выставку. Детали разглашать пока не будем.
Судя по всему, вы не голодаете. А как относиться к фразе «художник должен быть голодным»
Мы вообще плохо относимся с к тому, что кто-то должен быть голодным. Голод, нищета, и, соответственно страх, порой, вытаскивают из человека ужасные качества и поступки. Ненависть, зависть, подлость.
И сравнение… Когда всем одинаково плохо это еще можно пережить, по вот когда художник видит, что его коллегу выставляют, замечают, покупаю, а его «гениальные» работы, да и сама его персона не особенно интересна, очень часто начинается сами понимаете что в различных вариантах.
Неоднократно были свидетелями скандалов и на выставках, и в соц. Сетях: «это не выставка, а г…но… Вы своих тут только выставляете…. Да кто такое разрешил…».
Однажды, в наглую, с негодованием и раздражением спросили: «Почему ваши работы берут на выставки, а мои нет?». Вот что здесь ответить😊))
И что все художники друг друга ненавидят?
Да нет, конечно! Мы заметили тенденцию чем успешнее художник, тем он великодушнее, добрее. Это понятно, ему не нужно думать о том, что деньги закончились, а работы не продаются или новых заказов нет, а надо как-то жить. Тут не до любви и радости.
А мы люди счастливые, мы можем позволить себе любить и даже коллекционировать работы других художников.
Как вам работается вдвоем?
Мы уже очень давно вместе. Живем, и работаем, работаем и живем. Одно от другого практически не отделимо, поскольку живем в своей мастерской, в своей галерее (на коврах самолетах), окруженные своими работами или работами других художников, коллекцией масок из разных стран. У нас бывают разногласия, но очень редко. Мы из одной стаи, на одной волне, из одной сказки.
И что же вы коллекционируете?
Мы коллекционируем маски, привозим разные маски из разных стран, порой пускаемся в исследовательские путешествия в поиске новых масок, историй, мифов, технологий. Кстати, мы принимаем посетителей, коллекционеров, людей, которым интересно наше творчество у себя в мастерской и в галерее «на коврах-самолетах». Здесь можно познакомится с нашими работами, с нашей коллекцией масок в летний период это еще и наш сад, а зимой — зимний сад как зимняя сказка. Мы вообще сказочники-мечтатели.
Что касается работ других художников здесь принцип только один: Нам нравится, хотим это иметь.
Ну и на последок. Что для вас деньги?
Деньги – это наша обожаемая энергия. Они не делают нас счастливее, но обеспечивают комфорт и возможность жить нашу прекрасную жизнь насыщенно, осуществлять мечты и планы, в том числе и творческие.