«Мелочи жизни»: меланхолическая история о крошечной победе над несправедливостью

Автор:

Поделиться материалом:

В российском прокате идет фильм «Мелочи жизни», и это медленное и печальное кино точно нужно посмотреть всем фанатам Киллиана Мёрфи и тем, кто готов увидеть историю в духе Чарльза Диккенса.

В 1985 году угольный торговец Билл Ферлонг оказывается втянутым в мрачную историю, разворачивающуюся внутри монастырских стен. Ему предстоит сделать выбор: рассказать о произошедшем и попытаться помочь пострадавшей девушке или оставить всё как есть, не подвергая риску собственную карьеру и благополучие собственной семьи?

Темный дождливый декабрь, маленький ирландский городок. Близятся рождественские праздники, но Билл, отец пятерых девочек, возвращается домой лишь поздним вечером. У него небольшой семейный бизнес, и уголь он доставляет клиентам самостоятельно. Как-то ранним утром, когда улицы ещё пусты, Билл привозит очередную партию угля в местный монастырь. Войдя в сарай, он обнаруживает там замерзающую и измождённую девушку по имени Сара (Зара Дэвлин). Вскоре появляются монахини, которые без лишних эмоций уводят её обратно в основное здание. Этот случай оставляет глубокий след в душе Билла: теперь по ночам он часами сидит у окна, вспоминая своё детство и пытаясь разобраться в происходящем за стенами монастыря.

Как отмечает театровед, эксперт проекта Artosophy Юлия Шнайдер, в центре сюжета фильма «Мелочи жизни» находится обычный человек (отметим, что создатели сосредотачиваются на обывателе, а не на тех, кто попал в жернова системы). Против воли Билл становится свидетелем ужасающих событий и внутри совершенно точно не задается вопросом, можно ли закрыть на них глаза — останавливает его только страх за семью. Сара, случайно встреченная угольщиком, является одной из множества жертв приютов Магдалины. Эти исправительные заведения для «падших женщин», организованные католической церковью, принимали беременных девушек, рожавших вне брака. Часто туда попадали жертвы предательства собственных родственников. Жительницам приютов приходилось трудиться бесплатно в прачечных и терпеть суровые наказания даже за незначительные провинности. Их дети нередко передавались на усыновление или продавались. Хотя подобные заведения существовали по всей Европе, наиболее распространены они были в Ирландии. Последний такой приют закрыли только в 1996 году, хотя слухи о нечеловеческих условиях содержания там циркулировали десятилетиями. По минимальным подсчётам, жертвами стали тысячи женщин и детей.

Картина Тима Милантса предлагает свежий взгляд на привычную для Ирландии тему, поскольку сам он бельгиец. Это создаёт необходимую дистанцию и позволяет взглянуть на события глазами постороннего наблюдателя. Вместе с ним зрители следят за случайным свидетелем реальной трагедии.

Встреча Билла Ферлонга с Сарой, помимо прочего, пробуждает в нём болезненные детские воспоминания. Его мать, воспитывавшую мальчика самостоятельно, тоже звали Сара, что усиливает эмоциональную связь между прошлым и настоящим. Женщина работала служанкой у богатой хозяйки, чтобы обеспечить себе кров и еду, но рано умерла. Став взрослым, Билл осознаёт всю тяжесть судьбы матери и невольно ассоциирует её с историей девушки, найденной в угольном сарае. Более того, будучи отцом пятерых дочерей, он остро ощущает возможность того, что одна из них могла бы оказаться в аналогичной ситуации. Оставаться равнодушным и игнорировать происходящее для него — не просто сложно, а буквально невозможно.

У картины медленный темп и насыщенная атмосфера меланхолии. Большую часть времени Билл проводит дома, размышляя над ситуацией и тщетно пытаясь смыть с рук следы угля (вероятная параллель с Пилатом, умывающим руки, кажется слишком очевидной). Режиссер делает ставку на крупные планы лица Киллиана Мёрфи, подчеркивая глубину его актёрского мастерства и способность передавать эмоции одним лишь взглядом. Даже небольшие изменения в выражении лица Билла символизируют глубокие внутренние переживания героя, а в абсолютно бездонные голубые глаза одного из лучших ирландских актеров современности хочется вглядываться минуту за минутой. Мёрфи способен, будучи абсолютно статичным, передать аудитории и страх, и груз прошлого, и сомнения.

«Мелочи жизни» не стремится к громким заявлениям, но сбивает с ног эмоциональной глубиной. Это не слезовыжимающая мелодрама, но лента, дающая ощутить каждому сидящему в зале или у телеэкрана дыхание суровой зимней Ирландии. Ее сдержанная цветовая палитра тоже становится символом неизбежной несправедливости. Тем не менее, нам обещан если не happy end и свет в конце тоннеля, то небольшая полоска света из щели, которую оставляет Билл, открыв дверь своего дома и спасая одну из тысяч узниц приютов Магдалины.