С каждым днем нейросети все глубже проникают в наши жизни и даже составляют не шуточную конкуренцию в ряде профессий. Но стоит ли волноваться цифровым художникам о том, что ИИ их заменит и обесценит их работу? Как оценивается искусство, сделанное нейросетями на художественном рынке? И как отличить работу цифрового художника от работы нейросети? В этих и многих других вопросах нам помогли разобраться эксперты.
Что такое нейросети и как их используют ИИ в искусстве?
Наталья Сероштанова, руководитель фестиваля цифрового искусства, поделилась своими знаниями:
«Нейросети — это инструмент. Так, в девятнадцатом веке появилась фотография, и современники говорили, что время художников-живописцев закончилось, но мы видим только развитие живописи и других видов искусства, а технологии будут продолжать появляться и дальше.
Искусство развивается и становится индивидуальным, разноплановым, разножанровым, а цифровые технологии являются инструментом художника. Чаще всего для того, чтобы сделать какую-то часть своего художественного произведения, диджитал-художник использует технологии и ИИ.
При использовании нейросети чаще всего мы получаем текст, звук, изображение, видео, склеиваем, и получаем некий микс — художественное произведение.»
Кто же такой художник?
Ответ на этот вопрос мы получили от Потеряева Сергея, художника, куратор:
«Мое основное медиа — фотография, но кто конечный автор на выставке? Тот кто собрать мою фотокамеру? IT-специалист написавший код для Photoshop? Печатник, который выбрал бумагу и сделал коррекцию относитльно печатной машине? Сотрудник галереи, который выставил свет и подобрал раму? Для меня ответ прост: художник есть творец (к сожалению, русский язык не так корректно это описывает). Artist и не важно каким медиа он владеет.»
Так же своим мнением поделилась Гофман Анжела, старший менеджер галерея авторской фотографии:
«Нейросети уже несколько лет влияют на работу цифровых художников, для них ИИ остается вспомогательным инструментом. Например, художники используют ИИ в чтобы создать референс к будущей работе. Это быстрее, чем рисовать от руки, к тому же можно попробовать сделать несколько вариантов. Так же искусственный интеллект уже встроен во популярные графические редакторы и помогает художникам выполнять технические задачи, которые раньше занимали несколько часов, за пару минут. Художник является автором идеи, никак не программа, у которой нет ни воспоминаний, ни чувств. Креативность свойственна только живому человеку, искусственный интеллект — это даже не интеллект по большому счету, это компьютер, который много знает и из своей базы данных достает кусочки, из которых собирает картинку, как паззл. Поэтому паника вокруг нейросетей и преувеличенна, на мой взгляд.»
Как отличить работу цифрового художника от работы нейросети?
«А зачем вообще отличать?»: отвечает на этот вопрос эксперт Сероштанова.
Но, допустим, что есть такая задача. В изображениях или видео, сгенерированных нейросетью, часто слишком однотонный фон или необоснованно крупное изображение фигуры или персонажа в кадре. Можно заместить непропорциональные и искривленные части тел. Сейчас, конечно, платные ИИ уже проблемы с количеством пальцев победили, но всё-таки встречаются работы, в которых у человекоподобных персонажей большее количество пальцев, чем нужно, а также зубов, зрачков, искривлены лица, подмечает эксперт. Могут встречаться элементы, которые не должны быть на картинке, неестественное положение тела, взгляд, который направлен не туда, куда нужно. Например, сложно сделать так, чтобы два человека в кадре смотрели прямо друг на друга.
Это основные отличительные моменты, по которым можно понять, что изображение или видео сделаны нейросетью.
Выживут ли художники? Имеет ли реальные основания страх перед технологиями?
«Людям свойственно бояться нового: когда появились первые станки, рабочие фабрик ломали эти станки, потому что боялись остаться без работы из-за машин. Когда появилась фотография, говорили о скором конце живописи, но этого не произошло. Взгляд в прошлое показывает, что новые технологии создают все новые и новые ниши. Да, при этом некоторые уходят, как ушла профессия фонарщика с электрификацией улиц и появлением электриков»: поделилась своими размышлениями эксперт Гофман.
По словам эксперта Сероштановой: «Даже если через лет десять или двадцать нейросети станут настолько совершенными, что могут сгенерировать все, что угодно по индивидуальному запросу, останется конкретный художник и его идеи.
Творчество человека будет также востребовано. Как и любой инструмент, нейросеть как технология, меняет искусство, делая его другим с позиций смысла, сложности создания, продаж, экспонирования, хранения и восприятия.
По поводу продажи искусства, созданного нейросетями: приведу такой пример, что в ноябре на аукционе Sotheby’s первая картина, нарисованная роботом с искусственным интеллектом «Бог ИИ. Портрет математика Алана Тьюринга», была продана за миллион долларов. Эксперты считают, что искусство, созданное нейросетями, в конечном итоге всё равно искусство. Оно создано по замыслу человека, организатора, продюсера или арт-группы, либо единоличного художника. ИИ-искусство будет цениться и продаваться как и всё остальное искусство.»
Подводя итоги, отметим, что способность видеть искусство в любом его проявлении и создавать нечто неповторимое — вот что делает человека настоящим художником, и никакой AI не сможет это изменить. Искусство продолжает развиваться, и кто знает, какие еще удивительные формы оно примет в будущем благодаря сочетанию опыта художника и мощности технологий?