Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
евгений лайко мотошкола

Как ездить на мотоцикле всю жизнь: честный разговор с основателем мотошколы и инструктором по вождению Евгением Лайко

Автор:

Поделиться материалом:

Хрустик, краска для асфальта, смертник — эти и другие неприятные эпитеты часто звучат в адрес мотоциклистов. В чем-то они оправданы: некоторые ездят так, что остается удивляться, как они до сих пор остались живы.

При этом у многих остается тайная мечта: сесть за руль двухколесного транспорта и лично ощутить это потрясающее чувство свободы.

Как же ездить на мотоцикле, чтобы это было безопасно для его водителя и окружающих? Можно ли этому научиться и что для этого нужно? Эти и другие вопросы обсудили в интервью с Евгением Лайко, который прошел путь от инструктора автошколы до обучения будущих мотоциклистов по собственной методике.

— Евгений, здравствуйте! Предприниматели часто ищут себя в разных нишах, поэтому первый вопрос: почему Вы решили развивать именно мотошколу?

— На самом деле, вообще не планировал заниматься мотоциклами 🙂

— Внезапное откровение!

— Если честно, мои родители были против даже открытия В-категории, когда я решил сесть за руль автомобиля. Они настолько боялись за меня, что я узнал о том, что мой отец занимается мотокроссом, буквально 15 лет назад. Из любви ко мне чинили всякие препятствия и говорили, что мне это не нужно, настолько боялись за меня и мою безопасность.

Это при том, что, когда мне было 10 лет, дедушка смастерил мне мотоцикл из велосипеда «Бабочка»! Представьте: маленький велосипед с небольшими толстенькими надувными колёсами и я на нём гонял по деревне. У ребят постарше, были уже мопеды: Карпаты, Рига-12, Верховина и мы менялись с ними чтобы покататься. Я на мопедах в том возрасте даже ногами до земли не дотягивался, перед остановкой приходилось слезать с мопеда. Я приезжал к дедушке, встречался с друзьями и мы месили грязь в деревне. Когда стал чуть постарше, дедушка давал свой мотоцикл Ковровец погонять. Но дома только при одном упоминании мотоцикла  — сразу звучало категорическое «нет».

— Когда всё начало меняться?

— В 2001 году мой друг посоветовал: «Не хочешь поработать инструктором по вождению в автошколе?» Я подумал: почему бы и да? Шел работать с мыслью: надо людей системно учить ездить на машинах.

В итоге в течение 3 лет появилась своя система обучения, которую я применял вплоть до 2019 года. Благодаря ей у меня до сих пор нет отбоя в учениках, которые часто приходят по сарафанному радио. В целом, из группы в 15 человек с первого раза сдают 12 человек. Я прорабатываю с ними не только нюансы сдачи экзамена — а также то, как они будут ездить дальше по городу и ДОП.

Аналогично с мотоциклами с 2006 года: мы не занимаемся только сдачей экзамена — мы учим осознанно ими управлять в разных условиях и учитывать чтение трафика, чтобы водитель знал и понимал, что будут делать другие. Это залог безопасной езды для всех!

— Вы уже начали об этом говорить, поэтому давайте обсудим подробнее: как Вы перешли к обучению именно мотоциклистов?

— Кроме базового курса, я начал преподавать экстремальное вождение и контраварийную подготовку автомобилистам. Всё началось с запроса от представителей некоторых компаний: они просили протестировать персональных водителей, подходят ли соискатели на эту должность, и обучить их. Я собирал группы по пять человек на своих машинах и на площадке мы проходили повороты, заносы, другие сложные ситуации. Директор автошколы посмотрел на успехи этого направления и внезапно предложил: «Давай будешь заниматься еще и мотоциклистами?». Я попробовал сопротивляться, но руководство было непреклонным: «А-категория есть, экстремальным вождением занимаешься, значит и с мотоциклами справишься».

— Получается, нельзя сказать, что это было призвание по зову души?

— Да, Вы правы. Не могу сказать, что прям горел и хотел. Но, когда я решаю заниматься каким-то делом, я сразу в голове выстраиваю план. Первый пункт — узнать как можно больше информации, поэтому я начал смотреть видео от других мотоинструкторов, перерыл книжные магазины, нашел журналы. Через 3 месяца я прямо на площадке, покрытой льдом, потому что наступил зимний период, тренировался и откатывал экзаменационные упражнения и разрабатывал методику управления мотоциклом, как минимум применительно для сдачи экзамена и уже в марте месяце у меня вышла первая группа на первый экзамен на А-категорию. С тех пор я помогаю людям понять, что значит — ездить на мотоцикле, вкладываю в них нужные навыки, вплоть до совместных выездов в город.

— Наверняка это интервью читают те, у кого есть близкий человек, мечтающий о мотоцикле. Как преодолеть страх, что с ним что-то случится?

— Для меня мотоцикл — транспортное средство более быстрой доставки в какие-то определенные точки, когда на автомобиле или метро такое движение будет более проблематичным и длительным по времени. Прежде всего — транспортное средство. Это значит, что нужно уметь им осознанно управлять. Конечно, сейчас большая насмотренность видео и фото с мест ДТП. Особенно страшно, когда авария со смертельным исходом. Но, когда человек осознанно подходит к езде на мотоцикле и реально учится им управлять, он понимает: эта штука хорошо рулится, хорошо тормозит, хорошо маневрирует.

Мы в мотошколе обучаем, в том числе, как читать трафик, то есть выбирать безопасное положение на дороге в отношении автомобилей, с какой скоростью двигаться и как ее менять в зависимости от контекста, как реагировать на разные ситуации. В общем, с нами водители понимают, как ездить на мотоцикле так, чтобы возвращаться домой в целости и сохранности.

Мой ответ такой: не стоит думать и бояться, что близкий человек попадет в аварию на мотоцикле, все мы знаем что мысли материализуются — лучше сделать все возможное, чтобы голова была на месте и в ней были нужные знания и навыки. Чем больше проработаны упражнения вместе с инструктором — тем ниже вероятность, что что-то произойдет.

— Получается, как и в бизнесе: когда идешь в масштаб и более серьезные результаты, то обращаешься к наставнику?

— Да, так и здесь: хотите ездить безопасно на мотоцикле —нужно нарабатывать навыки и прокачивать мышление вместе с инструктором.

— Евгений, наверняка нас читают те предприниматели и эксперты, которые уже достигли высот в бизнесе и карьере. Но осталась еще нереализованной мечта — сесть за руль мотоцикла. Что Вы пожелаете тем, кто решается на первый шаг?

— Если очень хочется — исполнять свои желания. Да, все хотят сразу ездить на мотоцикле, но мало кто хочет учиться. Из своего опыта скажу так: чтобы получалось и это было безопасно для своей жизни и окружающих, должны быть системные занятия и практика с инструктором. Не получится просто посмотреть видео и сказать: «Всё запомнил, теперь буду так ездить по дороге». Нужно сделать много повторений одного и того же, чтобы всё получилось.

— Вы говорите о том, как управлять мотоциклом на автоматизме?

— Правильнее сказать, в осознанности. Если нарабатывать до автоматизма, то однажды он сможет сыграть с вами злую шутку: случится опасная ситуация, надо будет скорректироваться, а вы не сможете. Важно осознавать, что именно вы делаете и почему это важно. Мы же с вами не роботы, которые всё делают на автомате. Осознанных людей не так много, поэтому давайте пополнять их ряды: управлять автомобилем, мотоциклом, своей жизнью осознанно, понимая, что именно вы делаете и к чему это может привести.

Редакция полностью поддерживает позицию Евгения и приглашает всех желающих не только исполнить свою мотоциклетную мечту, но и сделать это безопасно на уроках вождения в мотошколе.