Сесть на мотоцикл и поехать навстречу ветру свободы — такая мечта всегда будет у многих людей. Но часто она разбивается об сопротивление близких и родных, потому что езда на двухколесном транспорте приравнивается к подписанному смертному приговору.
Как человек, который ездит на мотоцикле буквально с детства, скажу честно: чтобы действительно попасть в аварию, нужно целенаправленно и злостно совершать определенные ошибки. Только при таком решении мотоциклист гарантированно окажется в беде.
В реальности же количество колес никак не влияет на уровень опасности — всё начинается с отношения к езде и с того, что в голове у водителя. Наглядно покажу в этой статье — рассмотрю четыре ключевые ошибки, которые совершают буквально 90% водителей мотоциклов с любым стажем.
Ошибка мотоциклиста №1. Тормоза — для слабаков!
Есть мнение, что на мотоцикле нужно больше откручивать ручку газа и нестись вперед. Ветер свободы, встреча с автомобилистами, которых лихо объезжаем, и только вперед! Тормозные диски и колодки в этот момент берегут, считая, что так они прослужат дольше. Я лично слышал мнение: «Резко торможу, чтобы поберечь колодки, ведь так будет маленький тормозной путь. Если буду тормозить заранее — колодки разогреваются, дольше работают, быстрее изнашиваются».
На самом деле все зависит от приложенного усилия: можно снижать скорость заранее, по чуть-чуть притормаживания, а можно нажать всего несколько раз и вывести их из строя.
Сюда же добавляется страх: «Буду тормозить — поскользнусь и упаду». Многие посмотрели видео, как байкеры «кладут» мотоцикл на бок, поэтому эта картинка прочно засела в голове.
На самом деле, мотоциклист должен уметь тормозить с разных скоростей и в разных обстоятельствах. Особенно, когда возникает потенциально опасная ситуация.
Не нужно думать: «Сейчас попробую обрулить, и, если не получится, тогда буду тормозить». Скорость остается та же — времени на принятие решения все меньше. Помните: чем вертикальнее мотоцикл, тем максимальнее и безопаснее можем тормозить.
Важно проработать в голове все эти программы и понять: если что-то идет не так, нужно снизить скорость, не меняя полосы и направления движения. Чем ниже скорость — тем меньше последствий для водителя мотоцикла.
Ошибка мотоциклиста №2. Контрруление только на площадке, а в городе — базовые рефлексы.
На самом деле, 90% аварий происходит потому, что мотоциклисты не владеют навыком контрруления.
Покажу на примере. Водитель мотоцикла приближается к перекрестку. Ему навстречу едет автомобилист, который поворачивает налево. По правилам, он должен пропустить мотоциклиста, но часто всё происходит иначе.
Что делает райдер, который знает о контррулении, но не отработал этот навык? Он начинает наклоняться в сторону и тащить за собой мотоцикл в сторону поворота автомобиля. Мало того, что он и так инстинктивно его повернул. Вдобавок еще доворачивает рулем, чтобы попытаться сбоку объехать автомобиль. В итоге — печальная встреча, часто со смертельным исходом.
Этого можно избежать, когда владеешь контррулением на уровне навыка, а в голове держишь принцип: объезжать автомобиль сзади, то есть там, где он уже проехал.
Ошибка мотоциклиста №3. Яркая экипировка и громкий прямоток гарантируют заметность на дороге, а значит — безопасность.
На самом деле, одна из ключевых заповедей мотоциклиста любого стажа звучит так: «Внимательно читайте трафик», то есть буквально смотрите на 360 градусов и учитывайте обстановку.
Приведу несколько наглядных примеров.
- Как вы думаете, что видит водитель автомобиля, когда смотрит в зеркала? Цветастую экипировку? На самом деле, обычно у него отражается свет фары. Ситуацию усугубляет, когда мотоциклист постоянно ездит с дальним светом, считая, что так он будет более заметен. На самом деле так вы только ослепляете других участников дорожного движения, провоцируя водителя сдвигаться в сторону, чтобы бортом автомобиля закрыть слепящий источник света.
- Аналогично с постоянно включенной «аварийкой» — ее не видно из-за слепящего дальнего света.
- Выхлоп на мотоцикле находится сзади, поэтому звук становится слышным, когда вы уже проехали автомобиль. Это простые законы физики и распространения звукового сигнала, поэтому вы не становитесь более заметными из-за ревущего звука. К тому же стоит вспомнить, что многие автомобилисты любят послушать любимую музыку на высокой громкости. Как понимаете, вас в таком случае вряд ли услышат, даже, когда вы пролетите вперёд. Ещё большая вероятность громким звуком напугать водителя из-за чего он может шарахнуться в сторону, тем самым спровоцировать или попасть в ДТП.
- При приближении к светофору, на котором горит красный сигнал, постепенно снижайте скорость. Так вы заранее даете понять другим участникам дорожного движения, что вы задумали делать. Если доехать прямо до впереди стоящего автомобиля и резко остановиться, у тех, кто ехал позади, могло сложиться впечатление, что вы уйдете в междурядье, и они не планировали останавливаться. Так вы вводите их в заблуждение и рискуете стать участником ДТП. Стоп-сигналы — такие же помощники в обозначении вашей позиции на дороге, как и поворотники.
- Помните, что средняя скорость реакции — примерно 1 секунда, но это в лучшем случае. Есть люди, которые только сели за руль, у кого в целом сниженное реагирование. Учитывайте, что они могут среагировать за 2-3 секунды, поэтому при перестроении будьте особенно осторожны. Скорость реакции других водителей никак не зависит от яркости вашей экипировки.
Как видите, не стоит полагаться на яркие цвета и громкие звуки — снова напомню о важности умения читать обстановку на дороге.
Ошибка мотоциклиста №4. Пройти экстремальные курсы вождения = прокачать навык езды на дороге.
Считаю, для Доп (дорога общего пользования) это будет только во вред:
- Одно дело — исполнять трюки на специальной площадке, где нет автомобилистов и в целом минимальное количество участников движения.
- Совсем другое — ехать вместе с десятками водителей, у каждого из которых своя скорость реакции.
- К тому же замечал у мотоциклистов характерность: чем больше они учатся езде на заднем или переднем колесе, тем выше риск, что они начнут сами себя провоцировать.
- Иногда это усугубляют подначивания друзей и окружающих.
К сожалению, в большинстве случаев именно такая история вождения таких людей заканчивается в больнице, хотя всего этого можно было бы избежать. Если ездить на мотоцикле, как на транспортном средстве, а не заниматься трюкачеством, проблем будет намного меньше.
Подведем итог
Чтобы ездить на мотоцикле безопасно, долго и счастливо, важно научиться не только им управлять, но и здраво видеть ситуацию на дороге, быть максимально читаемым и понятным для других. Нет идеальных дней и опасные ситуации будут происходить, но именно в ваших силах сделать всё возможное, чтобы выйти из них живыми и максимально здоровыми. Именно это одна из целей нашей мотошколы — научить видеть, мыслить и правильно реагировать, а не просто рулить.