— Придёт со школы, буркнет своё “Привет” и закроется в комнате. Спрашиваю, как дела в школе, а в ответ: “Всё норм, ништяк. Отстань”
— Я её на ужин зову-зову, а она не реагирует. Бабушке помочь — не дозовешься.
— Ужасно несобранный, постоянно опаздывает, всё забывает. По десять раз одно и тоже твержу, а он “Мам, я забыл”, словно мне назло.
— Вроде и учится хорошо, кружки посещает. А дома сядет в своем компьютере и всё, даже друзей нет.
— Устала уже, с работы возвращаться не хочется. Как представлю, что опять в комнате не убрал, обувь грязная, в раковине посуда немытая. Просишь помочь — огрызается и опять ругань. Каждый день скандалим.
Знакомые ситуации?
Подростковый возраст — сложный период, слишком много изменений происходит в организме, в психике, в социальных связях. В поиске своего “Я” ребенок особенно уязвим и хрупок. Он остро нуждается во внимании, в поддержке, в принятии, но в тоже время стесняется проявлений родительской любви. Это период сплошных парадоксов, испытаний, препятствий и поиска, борьбы с внутренними противоречиями. Не зря французский психоаналитик Франсуаза Дольто называла этот возраст «Чистилище юности и второе рождение».
Как пройти минное поле отрочества и остаться семьей, сохранив взаимное доверие, уважение и любовь? Расскажу, как коуч родителей, детей и подростков.
3 факта для родителей, которые помогут найти подход к подростку
Говорят, что воспитывать детей не имеет смысла. Они все равно будут похожи на нас, на родителей.
То, что у вас заведено и вошло в привычку в вашей семье, подросток будет транслировать в многократном увеличении.
Например, если родители в бытовых ситуациях разговаривают громко и эмоционально, то ребенок будет вести себя точно так же, громко, эмоционально, иногда и до истерик.
Это время — для включения осознанного родительства.
Переходный возраст ребенка требует от родителей работы с собственными эмоциями, переживаниями и смыслами. Знание психологии и физиологии подростка поможет глубже понять и грамотно реагировать на проявления агрессии, отчужденности, лабильность настроения и прочие особенности поведения детей в «трудном» периоде. Быть родителем подростка — это меняться и расти вместе с ним.
Узнать об этапах физиологического взросления — хорошее решение.
В подростковом возрасте стремительные перестройки происходят во всем организме и отчасти объясняют особенности личности детей-подростков.
Так при быстром росте опорно-двигательного аппарата система кровоснабжения не в состоянии обслужить потребности тела, нарушается приток крови к конечностям и мозгу. Это вызывает сонливость и слабость, которые ошибочно трактуют как “лень”.
Еще пример: лобные доли головного мозга отвечают за самоконтроль, концентрацию внимания, освоение и закрепление новых навыков, организацию и планирование действий. То есть, за все то, что требуют от подростков, как от «взрослых» людей.
Лобные доли головного мозга развиваются от рождения и до 20-21 годов, то есть полностью мозг созревает к этому возрасту, поэтому многозадачность для подростка непосильная ноша.
Зачастую, чтобы избежать конфликтной ситуации, достаточно найти подход, учитывая особенности физиологии ребенка. И не только запастись терпением, а еще понимать сложности становления личности, поддерживать стремление к самоопределению.
10 советов как предотвратить конфликт с подростком
Встречайте ребенка.
Если вы дома, а он пришел со школы, отвлекитесь от дел, найдите возможность встретить его у дверей, поздороваться, посмотреть в глаза, обнять.
Хотите быть услышанным — обращайтесь по имени, глядя в глаза.
Так вы подчеркнете значимость просьбы, а значит больше шансов, что ребенок запомнит сказанное и просьбу выполнит.
Говорите о хорошем.
Не спрашивайте с порога о делах в школе, это вызовет агрессию и желание спрятаться от расспросов, особенно если дела обстоят не очень хорошо. Поговорите о нейтральном — про погоду, что он видел по дороге, кого встретил. Дайте понять, что вам важно все происходящее с ребенком, а не только школа.
Поддержка равно открытость.
Ребенку важно знать, что его не будут ругать, применять физическое и психологическое насилие, чтобы он ни натворил. Зная, что родители понимают его, ребенок сам поделится удачами и неудачами.
Составляйте расписание.
Из-за особенностей развития головного мозга подростку трудно удерживать контроль над временем и списком дел. Обязательно прописывайте с ребенком распорядок на ближайшие дни, неделю. Это учит подростка самостоятельности, снижает тревожность.
Отдых.
Загруженность ребенка в школе, на дополнительных занятиях, в секциях и кружках может привести к перегрузке нервной системы. Следствием станет падение мотивации, апатия и депрессивное состояние. Планируя день подростка, выделите специальное время «полениться».
Обсуждайте не только победы, но и неудачи.
Спросите, что получилось, а потом уже что не получилось. После этого уточните, что нужно сделать для получения результата. Важно не давать советов из своего опыта, а помочь ребенку осознанно принять собственное решение.
Храните тайну.
Чтобы ни натворил ребенок, не стоит во всеуслышание обсуждать его действия с родственниками и друзьями. Такое поведение нарушает личные границы, воспринимается подростком как предательство. После такого очень трудно восстановить доверие в отношениях.
Найти талант.
Занятие любимым делом обеспечивает выработку дофамина, учит достигать цели и выдерживать неудачи и профилактирует развитие компьютерной зависимости, то есть, поиск дофамина в виртуальной реальности.
Проявляйте любовь на понятном языке для вашего ребенка.
Для подростка с визуальной модальностью — смайлик, написанные теплые слова. Для аудиала — голосовое сообщение, слова, произнесенные вслух. Ребенок-кинестетик почувствует вашу любовь через объятия.
В ситуации спора именно вам, родителям, как авторитетной фигуре, важно показать пример партнерских отношений. Договариваясь с подростком, вы признаете за ним право голоса, показываете уважение к его мнению, демонстрируете ваше доверие и сводите к минимуму желание бунтовать. Бунт теряет смысл, если можно сесть за стол переговоров.
В заключение скажу прямо: конфликт — это часть адаптации в социуме. Но только от родителей зависит станет ли эта часть деструктивной с негативным опытом или же даст толчок к пониманию жизненной позиции, интересов и целей ребенка.
Воспользуйтесь этими советами, и вы почувствуете, как общение с ребенком станет более позитивным и доверительным.