Посмотрите на эти формулировки:
- Мой уровень не дотягивает до «приемлемого», поэтому я никогда не говорю, что знаю английский.
- Мне всегда говорили, что у меня варварское произношение, стыдили перед всем классом.
- Я боюсь говорить, только если прямо меня «прижмёт» и нет другого выхода, только тогда и приходится.
- Я хочу выучить базовый английский для путешествий, но уже 9 лет никак не могу начать.
- Языки — это не для меня и не про меня, мне в школе сказали, что у меня нет способностей к языку.
Одна из них вам точно покажется знакомой.
Учить язык с нуля, особенно после неудачного прошлого опыта — непростая задача. Приходится сталкиваться с убеждениями, ограничивающими установками, что «уже слишком поздно его учить», «это нереально», «да язык всю жизнь можно учить, зачем тогда начинать». Такой взрослый ученик нуждается не просто в методике, системе обучения, ему нужна поддержка, помощь преподавателя-коуча.
Как «проработать» блоки, страхи, зажимы в языке, которые не дают заговорить на языке мечты? Как коучинг облегчает изучение языков? Расскажу как языковой коуч, преподаватель иностранных языков.
1. Коучинг помогает поставить четкую цель в языке и прийти к ней за определенный срок
Взрослый ученик часто не понимает, зачем нужен ему язык, как он может применять его в жизни. С помощью коучинговых вопросов в процессе беседы взрослый ученик ставит свою цель в языке и понимает, для чего он ему нужен. У него появляется внутренняя мотивация. И в итоге он получает свой первый результат.
Привожу пример из своей практики — поделюсь отрывком с языковой коуч-сессии:
— Какая цель? Зачем нужен английский?
— Чтобы в путешествие ездить и сказать что-то простое…
— Ты хочешь выучить язык, но уже 9 лет язык не может начать. Может быть тебе он нужен не для этого?
— На самом деле мой муж все решает и мне не особо он нужен для путешествий. Вроде есть мотивация, а вроде нет
Уже из этого отрывка мы понимаем, что ученице не нужен английский для путешествий. Вот почему она все время откладывала и не начинала. Цель должна заряжать и быть вашей.
Благодаря коучинговым вопросам мы пришли к истинной цели:
— На самом деле английский откроет мне новый мир — доступ к информации: новости, видео на английском и самое главное — обучение фотографии на английском. Да, это чего я хочу. Мне хочется смотреть обучение без субтитров
Из этого отрывка мы видим, что ученице нужен английский для работы за границей и для улучшения своих навыков. Мы поставили конкретную цель — так проще мозгу. И главное это то, что на самом деле откликается ученице.
2. Коучинг помогает учить язык из желания, а не из нужды и не под влиянием других людей
Пример из практики, как окружающие люди внушили моей клиентке, что нужно получить сертификат, потому что без него с ней что-то не так:
— Мне нужен сертификат по английскому уровня С1.
— Тебе не хватает на работе уровня английского? Ты же лучший сотрудник, зачем он тебе?
— Да, вот коллега сказала, что нужен… Если у меня будет сертификат, то тогда я буду классным сотрудником?
— Но тебе ведь на работе достаточно уровня языка? Ты ведешь лучшие проекты?
— Да, это так.
— Значит тебе не нужен сертификат на самом деле? Тебе хватает твоего уровня языка?
— Да, это так, мне и без сертификата хорошо .
Здесь мы видим наглядный пример, как ученице внушили, что ей нужно получить сертификат и усовершенствовать навыки английского. На самом деле ученица удовлетворена своим уровнем языка.
3. Коучинг помогает убрать ограничивающие убеждения, установки, связанные с языком
Примеры таких установок:
- выучить другой язык — это больно, дорого и долго;
- у меня проблемы с языками;
- английский — это главный стыд моей жизни.
Показываю на наглядном примере: у многих незнание английского вызывает некую неловкость, что они якобы не такие какие-то. Это же произошло и с моей ученицей
В процессе обучения поначалу ученица стыдилась, что не знает язык, а ее подруги, парень знают, и даже передо мной стеснялась читать. Она считала незнание языка главным стыдом своей жизни.
Но с самого начала я показала, что тоже проходила через насмешки и поэтому никакого осуждения с моей стороны она никогда не увидит. Со мной можно делать ошибки: мне можно доверять.
Уже через месяц ученица преодолела свой страх и заговорила с иностранцем в аэропорту. Она была горда за себя.
А самое главное: она поняла, что можно учить язык из желания, а не из нужды.
Коучинговые техники помогают ученикам расслабиться, в комфортной обстановке учить язык и за счет этого они получают ускоренный результат.
Почему нужно работать с языковом коучем и прорабатывать убеждения в языке?
1. Эти убеждения и установки психологически изматывают
Если в процессе изучения языка вам кажется, что невозможно выучить язык, то вы будете замедлять свой результат и процесс изучения будет казаться Вам настоящем бременем. Они будут тормозить Вас по жизни
2. На нас вешают «ярлыки» с самой школы
Например, языки — это не мое, это не для меня, уже поздно начинать учить язык, память не та.
Как правило, после неудачного школьного опыта взрослым ученикам страшно пробовать ещё раз, сложно найти «комфортного» преподавателя и тем более страшно довериться. Преподаватель-коуч строит доверительные партнерские отношения.
В заключение скажу:
Коучинг поможет вам поставить четкую цель и прийти к ней за определенный срок. Также он помогает опровергнуть ваши стереотипы по поводу языка и показать, что можно по-другому учить язык.
Внедрите коучинговые техники в процесс изучения языка, особенно, когда учите с нуля, и будете учить язык из желания, а не из состояния нужды. И результаты в языке не заставят себя ждать.