Что наша жизнь?
— Игра!
А у любой игры есть правила. И кто бы их ни придумал, если человек принимает решение поиграть в какую-то игру, придется их соблюдать. Однако некоторые из них влекут за собой ограничения в действиях. Это не всем по нраву. Поэтому, когда очень хочется испытать новые впечатления, а в правилах есть ограничения, то, чтобы почувствовать себя более свободно, некоторые принимают решение все-таки сделать по-своему.
Например:
- Если обстановка позволяет и нет рядом сотрудников ГИБДД, на сколько силен соблазн развернуться через двойную сплошную, например, в воскресенье в 5 утра?
- А выехать на «встречку», повернув налево на перекрестке, срезая радиус поворота, зная, что камер наблюдения нет?
- За нарушение скоростного режима, полагаю, письма счастья прилетают всем? Ну или почти всем. Это факт!
Все эти нарушения, если совершаются в трезвом виде, мы, осознаем и понимаем. Действуем, нарушая осознанно. Тем более, что и штрафы оплатить можно потом, не сразу.
Психология вождения: где мое внимание – там я
Но существует правило, нарушение которого происходит, порой, неосознанно, так как привычки берут верх из той жизни, которая и стоит на кону игры. Штрафом тут не отделаться.
Вам знакомо правило трех секунд? Оно формулируется так: если водитель во время движения физически или ментально, в течении трех секунд, отведет свое внимание от направления движения автомобиля, на скорости более 40 км в час, то аварийная ситуация или ДТП, неизбежны.
При скорости 40 км в час, автомобиль проедет за одну секунду примерно 12 метров. Это в 3 раза больше длины самого автомобиля, то есть 1 секунда это 12 метров.
В населенных пунктах скорость ограничена 60 км в час. Значит, при такой скорости за секунду проезжаем уже 18 метров. При движении по трассе, на скорости 90 км в час мы проезжаем за одну секунду почти 33 метра.
Теперь закройте глаза!
Как вам ощущение полета, в котором вы преодолеваете за три секунды 36, 54 или почти 100 метров? Внимание: вслепую! А будет ли осознанным вращение руля, если водитель не смотрит, куда едет? Целых три секунды!
Попробуйте выработать навык управления автомобилем в таких ситуациях: на что будет акцент? Что отрабатывать? Интуицию? А не напоминает ли вождение с закрытыми глазами игру в русскую рулетку?
Мозг — это наша система безопасности. При условии, что в него стекается информация, которую нужно обработать и дать команду рукам и ногам, что же делать в дальнейшем.
Но что будет при отсутствии информации? Мозг просто перестанет работать.
Что же является причиной ДТП? Объективное бездействие водителя. То есть неосознанное вождение в течении трех секунд.
Это надо помнить всегда, когда садимся за руль. И смысл в том, что если водитель, во время движения на автомобиле отвлечет свое внимание от дороги более чем на три секунды, то шанс дорожного происшествия даже на пустынной трассе, кратно возрастает.
В течении нескольких лет мне приходилось проводить небольшие исследования о возникновении причин некоторых ДТП. Слушая рассказы людей из своего окружения, о случившихся или чуть было не случившихся происшествиях на дороге, я моделировал некоторые ситуации на закрытой площадке, чтобы углубиться в детали и экспериментировал, желая выработать навык, который бы помог водителям как-то избежать происшествия. Я проводил эксперименты, чтобы понять для самого себя в первую очередь, а что же такого нужно было бы сделать, чтоб можно было избежать происшествий, которые происходили в их рассказах?
Но давайте же вместе подумаем, а что же нужно было бы сделать, чтоб эти происшествия предупредить? Покажу некоторые примеры, которые я разбирал на закрытой площадке.
№1. Заботливая мама за рулем
Одна моя знакомая, молодая мама, усадив ребенка в автокресло, поехала в поликлинику. Дорога проходила в городской среде, обычная обстановка, светофоры, перекрестки. При повороте направо, машину подбросило на кочке, изо рта ребенка соска-пустышка выпала, он заплакал. Мама на ходу расстегивает свой ремень безопасности, убеждается, что автомобиль движется по прямой траектории, машин рядом нет, а до следующего перекрестка расстояние более километра. Она наклоняется за пустышкой, достает ее, и в момент, когда поднимает свой взор на дорогу, машина заезжает на бордюр и, оказавшись на тротуаре, врезается в дерево. Все живы, но узнали об этом, когда открыли глаза.
№2. Нетерпеливый бизнесмен
Опытный инвестор за рулем разговаривает по телефону. Жена рядом напоминает ему об опасности вождения одной рукой. Он снижает скорость, но продолжает разговор. Вскоре он заканчивает его, и жена просит больше так не делать, потому что ей страшно, когда он управляет машиной одной рукой. Муж убеждает жену, что больше не ответит на звонки в машине. Но она просит его положить телефон в перчаточный ящик.
После недолгого спора, он бросает телефон в ящик, а в этот момент из него выпадает какой-то предмет. Он машинально подбирает его в движении и, в то время, как он поднимает взор на дорогу, машина оказывается уже на встречной полосе.
Ба-бац! Все живы, но тоже привет, автосервис.
№3. Дальнобойщик серебряной мечты
Представьте двадцатиметровую фуру, которой управляет опытный водитель. Она мчится по прямолинейному участку федеральной трассы, не превышая допустимой скорости движения. Опытный водитель час назад проснулся в хорошем расположении духа, даже сделал зарядку чисто «по приколу», принял душ и вкусно позавтракал перед выездом. И в следующий час съехал с федеральной трассы буквально в чисто поле.
Благо, ночью был дождь, и фура увязла в черноземе, чудом устояв на колесах. Светофора нет, изгиб федеральной трассы налево довольно пологий, везде указатели стоят о том, что скоро будет поворот.
Но почему же он поехал прямо? Ответ его меня тогда удивил. Он сказал: «Я задумался». А я бы сказал — он ментально ослеп.
Разбор полетов
Во всех случаях люди, которые управляли автомобилями, реальные, трезвые, адекватные. Никто из них не нарушал скоростной режим, да и автомобили исправные. При этом, увы, статистика ДТП города пополнилась на три пункта.
Почему так произошло?
Потому что все водители во время движения физически или ментально в течении трех секунд отвели своё внимание от направления движения автомобиля, равно закрыли глаза, тем самым отдав шанс возникновения ДТП на волю случая.
Необходимо помнить, что во время движения автомобиль всегда поедет туда, куда смотрит водитель. Стоит только изменить вектор направления внимания — уже через три секунды автомобиль сойдет с основного курса. Почти всегда, возвращая взор в направлении первоначального движения, водитель не успевает среагировать на изменение текущей обстановки. Вот почему происходят ситуации, которые, как правило, исправить уже практически невозможно.
С закрытыми глазами водить автомобиль лично у меня никогда не получалось, а во всех рассмотренных примерах, фактически, люди ехали наугад, вслепую, на разной скорости. Сейчас, имея большой опыт вождения, я думаю о том, что ДТП — это своего рода подсказка. Жесткий пит-стоп! Та самая пауза, при которой каждому необходимо вспомнить правила игры, подписанные в самом начале автомобильной жизни.
Автор статьи Александр Фомкин. Автоинструктор.