Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
как стать чемпионом

Как стать чемпионом и как в этом помогает коучинг

Автор:

Поделиться материалом:

Мы желаем своим детям лучшего будущего: хотим их видеть здоровыми, сильными, успешными, уверенными в себе, можно сказать — победителями. Это касается буквально любой сферы в жизни, а не только спорта: я говорю об учебе, карьере, самосовершенствовании и самореализации в любимом деле. 

Откуда же берутся эти самые сила духа и характер чемпиона? Как привести ребенка в спорт и воспитать победителя? На эти вопросы я отвечу в этой статье не только как сертифицированный коуч родителей, детей и подростков, но и как человек, который напрямую связан со спортом.

Желание — это цель, а она должна быть сложной

Мой супруг — председатель федерации пляжного волейбола. В Ульяновске он организовал корты для пляжного волейбола, которые считаются одними из лучших в России. Я часто наблюдаю как тренируются детские спортивные команды, вижу подход тренеров к воспитанникам, весь спектр эмоций во время и после игры. Общаюсь со спортсменами и тренерским составом, и осознаю: сколько же общего у этой сферы с коучингом!

Недавно мне выпала честь пообщаться с человеком, который многое делает для детского спорта: я говорила с тренером волейбольного клуба «Приморец» олимпийского резерва Юрием Николаевичем Чухненковым. Он сам — мастер спорта, главный тренер сборной Санкт-Петербурга по пляжному волейболу. Клуб активно воспитывает юных волейболистов и более 10 лет завоевывает медали на городских, всероссийских и международных первенствах и чемпионатах.

Меня заинтересовал его подход к воспитанникам, ведь у него тренируются даже самые маленькие «горошинки» — детки с 7-8 лет! Как же Юрию Николаевичу удается их заинтересовать до такой степени, что они превращаются в серьезных спортсменов?

Он поделился со мной такими нюансами:

  1. О мотивации. «Наше учреждение — это школа из которой выходят мастера спорта, олимпийские чемпионы. На отбор приходит около 100 человек в день. Стать одним из этих ста детей, поступить в школу олимпийского резерва — уже сам этот факт мотивирует ребенка».
  2. «Мне нравится, когда что-то не получается. На этапе обучения и становления должно быть так, что не получается, это нормально. Конечно, ребенок нервничает, мы ждем, когда улягутся эмоции и обсуждаем. Тщательно разбираем эти моменты: что получилось, что не получилось и что надо сделать, чтобы получилось».
  3. Про отношения с родителями. «У меня хорошие отношения с мамами, папами и другими родственникам воспитанников. Мы сразу договариваемся: даже, если у вас один ребенок, вы все равно его холите и лелеете. А у меня их сотни! Я не могу выделять кого-то одного, поэтому одинаково уважаю и воспитываю всех. Верю в каждого, кто стремится к чему-то большему».
  4. Про учебу в школе. «У меня не бывает чтобы ребенок в спорте хорош, а школьные занятия заброшены. Мои ученики одинаково хороши в спорте и учебе, иначе мы прощаемся. Это принципиальный момент».  
  5. О будущем. «Спорт формирует у детей внутренний стержень — он дает силы не сдаваться и бороться. Даже, если мой воспитанник не свяжет с ним свою жизнь, эти навыки помогут ему в будущем преодолевать трудности и побеждать. Наши желания на самом деле — это цели. Чтобы они были достигнуты — должно быть сложно. Когда цель простая — это не интересно, даже ребенку».

Мне лично отзываются эти принципы и ценности — все они сходятся с основами и методами коучинга родителей, детей и подростков, о чем я подробно рассказывала в подкасте.

Я решила пойти дальше и разобраться: что же лежит в основе характера человека, настроенного на победу, умеющего принять поражение, сделать выводы и уверенно шагать дальше?

Справитесь с эмоциональной реакцией — выиграете тысячи битв

Сначала расскажу несколько ситуаций из своего опыта:

  • Играет команда, кто-то не успел принять пас, в итоге не получилось забить гол. Команда конфликтует и… проигрывает, даже, если были все шансы на победу.
  • На тренировке у ребенка все отлично получается, а на соревнованиях он зажат, не уверен и не может повторить, то, что с легкостью делал на занятиях. 
  • Девочка-подросток не хочет идти на соревнования, потому что боится свою соперницу, ведь та выше и крупнее. Да, у нее самой техника лучше, но все равно страшно. 

Все эти истории объединяет одно — эмоции, которые мешают сосредоточиться на победе. Когда с ними не получается справиться, часто ребенок (как и взрослый) совершают ошибки, проигрывают, делают те действия, которые вряд ли бы совершили в спокойном состоянии.

Чтобы помочь своим детям справиться с этими эмоциональными реакциями, ко мне, как к коучу родителей, детей и подростков, приходят с такими запросами:

  • Совладать со стрессом перед соревнованиями.
  • Наладить взаимодействие с партнером в парном спорте или со всей группой, когда речь о командной игре.
  • Справиться со стрессом перед выступлением в одиночных видах спорта.
  • Побороть страх перед соперниками.
  • Понять, как выстроить общение с болельщиками.
  • Помочь справиться с эмоциями от поражения.
  • Помочь справиться со страхом победы (да, есть страх не только проиграть, но и выиграть), который встречается достаточно часто. Ребенок подсознательно не понимает, к чему будет стремиться дальше, если выиграет, поэтому боится своих достижений.
  • Наладить отношения между родителями и ребенком, который увлечен спортом.
  • Улучшить отношения между тренером и ребенком. 
  • Наладить отношения в треугольнике «ребенок-тренер-родители».

Чтобы вы лучше понимали, как все устроено, подробнее расскажу о своей работе с детьми и родителями спортсменов.

Что мы делаем на коуч-встречах с детьми и подростками:

  • Учимся справляться с эмоциями, смотреть на событие под другим углом, принимать победы и поражения. 
  • Прорабатываем ситуации, как оставлять личное за пределами спортивной площадки.
  • Учимся справляться с ожиданиями других членов команды, тренера, родных.
  • Разбираем как снизить градус страстей в команде при неудаче в игре.
  • Тренируемся абстрагироваться от того, что воспринимается как неприятное событие, и учимся сосредотачиваться на приятных чувствах.

Что мы делаем на коуч-встречах с родителями:

  • Разделяем родительские ожидания и возможности ребенка.
  • Учимся разговаривать с ребенком так, чтобы он услышал взрослых.
  • Учимся правильно поддерживать ребенка, быть примером для него. 
  • Учимся находить подход к ребенку, мотивировать его.
  • Разбираемся, как ставить цели и достигать их, чтобы вырастить чемпионов.

Как видите, моя ключевая задача, как коуча родителей, детей и подростков, — научить справляться с эмоциями, осознавать их и понимать, как с ними жить, чтобы они из помехи стали помощниками. В итоге ребенок, можно сказать, сначала побеждает себя, чтобы в будущем одерживать победы в спорте и в жизни. 

Кстати, о важном: всегда ли нужны большие победы?

Если сейчас вы вдохновились моей историей и решили познакомить своего ребенка со спортом, при выборе секции учитывайте такие нюансы:

  1. Спросите, а где он / она хочет заниматься?
  2. Когда пройдут первые тренировки, не требуйте результатов, на которые ребенок изначально не способен, — возможно, у него самого нет такого желания.
  3. Обязательно учитывайте физические возможности ребенка.

При нарушении этих принципы выбора спортивной секции повышается риск получить отвращение к физической активности, проблемы с самооценкой и доверием к родителям.

Если нет возможности заниматься спортом в секции, чаще играйте в подвижные игры на улице. Не пускайте на самотек физическую нагрузку ребенка — это здоровье тела, правильное развитие мышц и здоровье мозга.

Помните главное: спорт — это не только про олимпийские победы, а и про физическую активность, так необходимую современным детям. Взрослый чемпион вырастает из ребенка, в которого верили его близкие.