Сегодня в статье мы поговорим о кино, театре и о том, как можно развивать в обществе культуру. Приглашаем прочесть интервью с нашим героем — Юрием Вячеславовичем Грымовым.

Юрий Вячеславович Грымов
Режиссёр театра и кино, заслуженный артист РФ, художественный руководитель Московского драматического театра «Модерн».
Награды: Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника», академик рекламы (АКАР). Лауреат премии президента РФ (2003), Почетный деятель искусств города Москвы (2019), лауреат премии «Ника» (2007).
— В Театре «Модерн», где вы являетесь художественным руководителем, ежемесячно проходит 32 спектакля. На каждом из них собирается полный зал. Как вы считаете, за счёт чего?
— Основной секрет кроется в команде, в том, какие люди у нас работают. Важно правильно подходить к выбору сотрудников. В “Модерне” служат те актёры, которые искренне любят и уважают друг друга и свое дело. Они горят театром!
Нужно работать с людьми яркими и имеющими свою позицию. Рабская атмосфера в коллективе не работает, не приводит к успеху. А вот находить профессионалов, поддерживать и развивать в них любовь к своему делу — это та схема, которая и даёт результат. И обеспечивает аншлаг на спектаклях.
Люди должны бежать на работу. Если человек этого не делает, то рано или поздно всё печально закончится. Ведь это значит, что он не сделал правильный выбор, не нашёл свой коллектив.
Но, конечно, это не отменяет профессионализм и адекватное поведение. Не может быть такого, что внутри стен театра человек заставляет себя быть вежливым и культурным, а в быту он позволяет себе быть мерзавцем и хамом. Я подбираю команду людей, которые всегда и везде ведут себя достойно.
— Думаете, весь секрет успеха спектаклей состоит именно в профессионально собранной команде?
— Безусловно, важно не только это. Я всегда серьезно подхожу к поиску специалистов отдела продаж. В театре “Модерн” их трое, свою работу они делают на славу. Но зрителя не обманешь. Можно продать билеты на спектакль, который не интересен аудитории один-два раза, не более, какие бы профессионалы этим ни занимались.
— А кто он — ваш зритель?
— В этом плане театр действительно уникальное место! Зритель очень разный — на одном спектакле можно встретить молодежь, школьников, настоящих театралов и людей из списка “Форбс”. Поэтому я стараюсь не думать о зрителе, интересы всех учесть невозможно. Я выбираю тот материал, который интересен лично мне.


В театр вы приходите, прежде всего, чтобы увидеть достойный спектакль. Это решающий момент для выбора, не “звездный” артист. Есть множество катастрофически плохих спектаклей с профессиональными известными актерами.
Я всегда говорю, что в театре “Модерн” лучшая труппа Москвы. Это артисты, которые по-настоящему горят своей профессией, интересуются, сомневаются, прислушиваются. С ними мы выпускаем качественные спектакли. И актеры театра получают хорошие деньги именно благодаря зрителям, продажам. Артисты театра “Модерн” получают четыре премии в год.
Так как театр — организация, подведомственная государству, свободно распоряжаться бюджетом мы не можем. Например, уже не первый год нам не дают разрешение на ремонт туалетов. Даже за наши собственные деньги! Загвоздка в том, что туалет в здании театра, как и само здание — памятник архитектуры. Поэтому пока что, увы, сделать его более комфортным для зрителей мы не можем. Театр «Модерн», как и любой столичный театр, это имущество города Москвы. Мы за ним приглядываем в хозяйственном плане, порой на какие-то работы наших средств не хватает. Чтобы их получить, нам приходится стоять в очереди годами.
— Ох, как всё сложно! А какие ещё нюансы есть в управлении театром? Поделитесь, пожалуйста.
— Пожалуй, это основное. Я честен со своим коллективом, у нас прозрачная система взаимоотношений в финансовом плане. Больше четырех часов в день мы не репетируем, и я всем говорю, что не надо работать больше отведенного рабочего времени. Если вы работаете больше восьми часов в день (стандартный рабочий день), значит, есть проблема в управлении, проблема у вас лично как менеджера.
Человек должен уходить домой, у него должна быть полноценная жизнь, он должен иметь достаточно времени, чтобы, например, читать книги. Он не может сидеть на работе круглосуточно, это ненормально. Металл ломается от напряжения.
— Вы говорите, что репетиционный процесс в вашем театре длится не больше четырёх часов в день. Но как же тогда вы успеваете ставить и новые спектакли?
— Мы выпускаем спектакль, не останавливая текущий репертуар.
Я считаю неверной практику, когда театры выпускают в год по премьере. Они репетируют, останавливают текущий репертуар, проводят всевозможные прогоны, включая ночные. Зачем? Не понимаю.
— Как интересно слушать про ваш подход! Ваш театр действительно живёт по своим правилам! Оттого, видимо, так и успешен.
— Театру не так уж сложно быть «успешным». Мы — не кино. В сфере кинематографа много дополнительных затрат. Разрешения на прокат, техника… У нас всё проще. По сути, основные наши расходы сводятся к костюмам и рекламе. Но театр — это дорогое удовольствие, он не может быть дешевым. Мы стараемся создать комфортные условия для зрителя.
Я, например, расстался с директором, который проработал у нас всего десять месяцев, так как он приобрёл в Малый зал кресла без согласования со мной, и сидеть на них было просто невозможно. Мы поменяли эти кресла за собственные средства, которые могли бы пойти на премии, так как мы понимаем, что прежде всего, зрителю должно быть комфортно в театре.


— Чуть раньше вы начали говорить также о сфере киноискусства. К тому же я знаю, что вы возглавите отделение кино- и телепроизводства Школы им. Гнесиных. Как вы считаете, какие навыки обязательно необходимо прививать студентам, чтобы они создавали по-настоящему качественное кино?
— Уровень культуры. Я считаю, с детства нужно повышать общий уровень культуры. Оценки спектакля или фильма не должны выражаться у молодёжи в словах «прикольно» или «классно», не должны.
— А что, на ваш взгляд, определяет качество кино?
— Раньше у любого фильма был автор. Данелия — автор, Тарковский — автор, Рязанов — автор. Это очень важно, когда есть Автор. Сегодня кино смотрят на интернет-платформах, даже не задумываясь о том, кто же этот фильм снял. Фильмы стали коммерческим продуктом, основной доход идет за счет рекламы. Современные режиссёры зарабатывают на производстве, а это тупиковый путь.


— Я правильно понимаю, что развитие театра и кино — за сильными лидерами, которые не ориентируются на потребность большинства, а больше ведут за собой, создавая что-то новое и транслируя те смыслы, которые, возможно, даже не будут понятны широкой аудитории..?
— Не существует понятия «широкая аудитория». Не бывает массовой культуры. Бывает массовое бескультурье. Мне сложно смотреть наши современные фильмы. Но и у них есть своя аудитория. А что же делать с теми, кто хочет смотреть другое кино? Достаточно много зрителей хотят смотреть то, что я называю «умное кино», кино с позицией, понимаете? А не просто какие-то цветные картинки со звёздными актёрами.
— Хорошо, что в ваших спектаклях вы имеете возможность выражать ту позицию, которая близка вам, и действительно можете вершить искусство, а не создавать те самые массовые бескультурии. Как раз за этим зрители массово в ваш театр и приходят. Расскажите, пожалуйста, о ближайших планируемых в нём премьерах.
— Это будет сюрпризом для зрителя. Сейчас мы приступили к репетициям. Премьера состоится в конце сентября — начале октября.
Покупайте билеты и погружайтесь в культурную жизнь — переходите на сайт театра «Модерн» www.modern-theatre.ru