Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

«Субстанция»: можно ли помолодеть, не теряя себя?

Автор:

Поделиться материалом:

В российском прокате с успехом прошла одна из самых популярных и заметных кинокартин этого года — боди-хоррор Корали Фаржа «Субстанция». Если пытаться кратко описать сюжет, то получится что-то вроде: знаменитая актриса, а ныне ведущая фитнес-шоу на телевидении осознает, что успех, как песок сквозь пальцы, утекает из ее рук вместе с молодостью, тут она узнает об экспериментальном препарате, который поможет ей в буквальном смысле создать новую версию себя.

Роль Элизабет Спаркл, вероятно, останется одной из самых смелых и мощных в кинопортфолио Деми Мур. Однако, пожалуй, только это можно назвать одним из непререкаемых достоинств картины. В целом фильм сделан настолько формалистски, что назревает вопрос — это пресыщенная клиповой визуальной средой аудитория спровоцировала создателей или они самостоятельно решили, что на глубокие рассуждения современный зритель попросту не способен, а значит, лучше использовать максимальную визуализацию достаточно лаконичного социального месседжа?

Корали Фаржа демонстрирует свое раздражение привычного для Голливуда эйджизма и концентрации общества на красоте и внешней привлекательности и пытается намекнуть на то, насколько далеко сегодня готовы зайти женщины в попытках сохранить собственный расцвет. Отдельный вопрос, кстати, появляется ли после инъекций «субстанции» молодая версия Элизабет, или Сью (Маргарет Куолли) все-таки является абсолютно другой девушкой, и потому отказывается в итоге четко соблюдать указанные в инструкции правила. Это Я и Оно или Я и Другой? Ответ, вероятно, каждый определит сам, но иногда кажется, что его нет даже у режиссерКи. Соответственно, каждый зритель должен догадаться, как именно связанны две героини, сохранны ли их воспоминания о том, что делала та или иная, пока была «активна», в чем выражается «молодость» Эдизабет, если она по сути не живет, а просто «кормит» Сью? Или она всё же является её частью, но тогда, на почве чего возникает конфликт, приводящий к печальному (и предсказуемому) финалу? Если две «версии» делят одно сознание, то «спор за территорию» попросту не мог возникнуть. Но тогда не было бы и фильма, соответственно, подобные сюжетные дыры сшиваются наскоро белыми нитками, а сверху нам демонстрируют великолепнейшую работу художников, гримеров и операторов, а также оммажи великим классическим картинам.

Всё в сценарии кажется лубочными картинками: бывшая звезда — на самом деле, великолепно выглядит и совершенно непонятно, почему ее жизнь оказывается настолько изолированной, а сама она — неприметной, если только это не сюжетная необходимость; телеиндустрия представлена комической толпой седых толстосумов, окружающих премерзкого продюсера фитнес-шоу, а сама передача не столько про спорт и здоровый образ жизни, сколько про эффектное потрясывание полуголой задницей под ритмичную музыку. Допустим, гротеск — весьма полезный метод, но здесь он вызывает скорее раздражение, чем эмпатию.

Премия в Каннах за лучший сценарий в процессе просмотра начинает казаться абсолютным издевательством, поскольку как раз с ним сценаристы во главе с самой Фаржа особенно не заморачивались. Сосредоточившись на визуальной составляющей, Фаржа в итоге вернулась к проверенному временем монтажу аттракционов. Еще Сергей Эйзенштейн ввел в кинословарь это понятие, стремясь построить монтаж на психологическом воздействии на аудиторию (наверное, многие вспомнят сцены с расстрелом на Потемкинской лестнице, когда кадры с солдатами сменяются сценами с бегущими людьми и прыгающей по ступенькам детской коляской). Тем же самым в 2024 году занимается Фаржа, предлагая то красивые, то ужасающие, то отвратительные кадры. В последние полчаса лента превращается в не слишком внятную пародию на любой фильм, в названии которого фигурирует слово «кровавая», и «Человеческую многоножку» одновременно.

Тем не менее, если рассматривать «Субстанцию» как рассуждение о том, во что может вылиться безумная борьба с самим собой, а не фем-манифест о том, как плох сексизм и эйджизм, а также если вы чувствуете, что способны распознать и насладиться сценами-оммажами произведениям Кубрика, Линча, Хичкока и Кронненберга, то картина Корали Фаржа вам точно понравится.