Сериал «Сочувствующий»: пацифистская картина попадает в нерв времени

Автор:

Поделиться материалом:

Cериал «Сочувствующий», вышедший на HBO Max, продолжает обсуждаться и зрителями, и критиками, даже спустя несколько месяцев после выхода всех серий. Сценарий написан на основе одноименного романа 2015 года, получившего множество литературных наград, в том числе, Пулитцеровскую премию.

Фото: Яндекс

Шоураннером в дуэте с канадцем Доном МакКелларом стал Пак Чхан-ук, он же режиссировал первые три эпизода (критики называют их лучшими). В продюсерской группе сериала — оскароносный Роберт Дауни-младший, он же играет роль второго плана, грозящую принести ему «Эмми». Правильнее было бы сказать — играет роли второго плана, поскольку в его копилке сразу 4 персонажа. Сериал балансирует на грани шпионского триллера, черной комедии и психологической драмы. Автор «Олдбоя» и «Служанки» обратился к шпионскому роману и исторической драме, рассказывающей о двойном агенте времен войны во Вьетнаме.

1975 год, армия коммунистического Вьетконга приближается к Сайгону — столице проамериканского Южного Вьетнама. Герой по прозвищу Капитан (его имя мы так и не узнаем) служит адъютантом у Генерала — шефа тайной полиции. Однако он выполняет не только поручения начальника, но и задания агента ЦРУ — Клода. Когда в Сайгон приходят войска севера, Генерал вместе с семьей и Капитаном улетает в Америку.

Там мужчина продолжает строить планы по завоеванию всего Вьетнама, несмотря на то, что сначала обитает в лагере для беженцев, а потом открывает небольшой магазинчик. Ему повсюду чудятся враги и шпионы, но он не подозревает, что именно его адъютант является настоящим доносчиком.

Надо отметить, что американское кино довольно часто эксплуатирует тему конфликта во Вьетнаме: «Апокалипсис сегодня», «Охотник на оленей», «Взвод», «Цельнометаллическая оболочка» и «Доброе утро, Вьетнам» — сняты именно об этом. Однако пока никто не пробовал рассказать о той войне с позиции вьетнамцев. Пак Чхан-ук нарочито не придерживается какой-то определенной точки зрения и просто пытается препарировать события тех лет, говорит театровед, эксперт проекта Artosophy Юлия Шнайдер.

Фото: Яндекс

Предметом его исследования становится противостояние разделившегося на части народа. Колониальные интересы американцев очевидны, и, вероятно, потому не представляют особого интереса. Для выживших и бежавших вьетнамцев реализация хорошо известной американской мечты почти невозможна — приютившая их страна им не рада.

«Сочувствующий» как будто говорит: война бессмысленна, война — прежде всего, в головах. Закончить ее можно, только если, как дочь Генерала, обратить свой взгляд вперед и начать строить новую жизнь, а не пытаться возвращать старую. Генерал надеется на ускользнувшую от него победу, его дочь — на светлое будущее в Америке, Капитан же словно замер посередине и раскачивается то в одну, то в другую сторону, не зная, на чем остановить свой выбор.

«Свой среди чужих, чужой среди своих», полукровка, тайный агент и шпион. Ему нигде нет места и покоя. И чем дальше, тем тяжелее этот выбор — не между коммунистами и вьетконговцами, но между Вьетнамом и Америкой, а может быть, даже между Востоком и Западом. И, разумеется, между «правильным» и «неправильным». В финальной серии после долгих пыток он сидит со своим бывшим другом, ставшим таинственным ужасным Командором, и пытается отгадать «загадку сфинкса»: что же может противоречить лозунгу Хо Ши Мина «Нет ничего дороже свободы и независимости», что же все-таки дороже?

Ответ, как и всегда, чрезвычайно прост: ничего. Когда Капитан понимает это, его лицо проясняется: ничего — дороже коммунизма, капитализма, войны, шпионажа. Ничего — дороже его прежней жизни. Не делать ничего в его случае явно лучше, чем делать что-то, отмечает театровед, эксперт проекта Artosophy Юлия Шнайдер.

Максимальный интерес, безусловно, вызывает артистический аттракцион Роберта Дауни-младшего, персонажи которого настолько разноплановые и необычные, что спутать их не получится. Но именно они иллюстрируют забавную саркастическую ремарку: для вьетнамцев все белые на одно лицо, как для белых — все азиаты. Однако в сериале это связано, разумеется, не с внешностью, но с тем, что символизируют герои Дауни — агент ЦРУ, киношник, конгрессмен и видный ученый-востоковед, а под конец еще и потенциальный отец главного персонажа — власть и равнодушие.

Сериал сделан так, что мы не можем «принять» чью-то сторону: и американцы, и вьетнамцы нарисованы трагикомично, и с одинаковым успехом вызывают и смех, и отвращение. Классический американский взгляд на войну во Вьетнаме демонстрируется с помощью серий, где Капитан отправляется на съемки голливудского боевика на эту тему. Даже в искусстве они пользуются привычными шаблонами, и так же, как в реальности равнодушны к чужим страданиям. Они стремятся к победе, провозглашая торжество демократии, но не в состоянии избавиться от укоренившегося в них цинизма.

Вероятно, «Сочувствующего» смотреть будет интересно фанатам шпионских кинолент, но на самом деле в центре повествования — все та же человеческая драма, драма личности. Это пацифистская картина, критикующая слепое следование любой идеологии, точно попадает в нерв времени, наследуя, к примеру, «Оппенгеймеру» и делая акцент на том, что мир, что жизнь — важнее всего остального.