Cериал «Сочувствующий», вышедший на HBO Max, продолжает обсуждаться и зрителями, и критиками, даже спустя несколько месяцев после выхода всех серий. Сценарий написан на основе одноименного романа 2015 года, получившего множество литературных наград, в том числе, Пулитцеровскую премию.
Шоураннером в дуэте с канадцем Доном МакКелларом стал Пак Чхан-ук, он же режиссировал первые три эпизода (критики называют их лучшими). В продюсерской группе сериала — оскароносный Роберт Дауни-младший, он же играет роль второго плана, грозящую принести ему «Эмми». Правильнее было бы сказать — играет роли второго плана, поскольку в его копилке сразу 4 персонажа. Сериал балансирует на грани шпионского триллера, черной комедии и психологической драмы. Автор «Олдбоя» и «Служанки» обратился к шпионскому роману и исторической драме, рассказывающей о двойном агенте времен войны во Вьетнаме.
1975 год, армия коммунистического Вьетконга приближается к Сайгону — столице проамериканского Южного Вьетнама. Герой по прозвищу Капитан (его имя мы так и не узнаем) служит адъютантом у Генерала — шефа тайной полиции. Однако он выполняет не только поручения начальника, но и задания агента ЦРУ — Клода. Когда в Сайгон приходят войска севера, Генерал вместе с семьей и Капитаном улетает в Америку.
Там мужчина продолжает строить планы по завоеванию всего Вьетнама, несмотря на то, что сначала обитает в лагере для беженцев, а потом открывает небольшой магазинчик. Ему повсюду чудятся враги и шпионы, но он не подозревает, что именно его адъютант является настоящим доносчиком.
Надо отметить, что американское кино довольно часто эксплуатирует тему конфликта во Вьетнаме: «Апокалипсис сегодня», «Охотник на оленей», «Взвод», «Цельнометаллическая оболочка» и «Доброе утро, Вьетнам» — сняты именно об этом. Однако пока никто не пробовал рассказать о той войне с позиции вьетнамцев. Пак Чхан-ук нарочито не придерживается какой-то определенной точки зрения и просто пытается препарировать события тех лет, говорит театровед, эксперт проекта Artosophy Юлия Шнайдер.
Предметом его исследования становится противостояние разделившегося на части народа. Колониальные интересы американцев очевидны, и, вероятно, потому не представляют особого интереса. Для выживших и бежавших вьетнамцев реализация хорошо известной американской мечты почти невозможна — приютившая их страна им не рада.
«Сочувствующий» как будто говорит: война бессмысленна, война — прежде всего, в головах. Закончить ее можно, только если, как дочь Генерала, обратить свой взгляд вперед и начать строить новую жизнь, а не пытаться возвращать старую. Генерал надеется на ускользнувшую от него победу, его дочь — на светлое будущее в Америке, Капитан же словно замер посередине и раскачивается то в одну, то в другую сторону, не зная, на чем остановить свой выбор.
«Свой среди чужих, чужой среди своих», полукровка, тайный агент и шпион. Ему нигде нет места и покоя. И чем дальше, тем тяжелее этот выбор — не между коммунистами и вьетконговцами, но между Вьетнамом и Америкой, а может быть, даже между Востоком и Западом. И, разумеется, между «правильным» и «неправильным». В финальной серии после долгих пыток он сидит со своим бывшим другом, ставшим таинственным ужасным Командором, и пытается отгадать «загадку сфинкса»: что же может противоречить лозунгу Хо Ши Мина «Нет ничего дороже свободы и независимости», что же все-таки дороже?
Ответ, как и всегда, чрезвычайно прост: ничего. Когда Капитан понимает это, его лицо проясняется: ничего — дороже коммунизма, капитализма, войны, шпионажа. Ничего — дороже его прежней жизни. Не делать ничего в его случае явно лучше, чем делать что-то, отмечает театровед, эксперт проекта Artosophy Юлия Шнайдер.
Максимальный интерес, безусловно, вызывает артистический аттракцион Роберта Дауни-младшего, персонажи которого настолько разноплановые и необычные, что спутать их не получится. Но именно они иллюстрируют забавную саркастическую ремарку: для вьетнамцев все белые на одно лицо, как для белых — все азиаты. Однако в сериале это связано, разумеется, не с внешностью, но с тем, что символизируют герои Дауни — агент ЦРУ, киношник, конгрессмен и видный ученый-востоковед, а под конец еще и потенциальный отец главного персонажа — власть и равнодушие.
Сериал сделан так, что мы не можем «принять» чью-то сторону: и американцы, и вьетнамцы нарисованы трагикомично, и с одинаковым успехом вызывают и смех, и отвращение. Классический американский взгляд на войну во Вьетнаме демонстрируется с помощью серий, где Капитан отправляется на съемки голливудского боевика на эту тему. Даже в искусстве они пользуются привычными шаблонами, и так же, как в реальности равнодушны к чужим страданиям. Они стремятся к победе, провозглашая торжество демократии, но не в состоянии избавиться от укоренившегося в них цинизма.
Вероятно, «Сочувствующего» смотреть будет интересно фанатам шпионских кинолент, но на самом деле в центре повествования — все та же человеческая драма, драма личности. Это пацифистская картина, критикующая слепое следование любой идеологии, точно попадает в нерв времени, наследуя, к примеру, «Оппенгеймеру» и делая акцент на том, что мир, что жизнь — важнее всего остального.