Спектакль «Неформат» — это не театр в привычном понимании. Это не классическая постановка с четким сюжетом, не экспериментальный перформанс, не интеллектуальный диспут в чистом виде. Это гибрид всего сразу, попытка создать новую театральную реальность, где зритель становится участником, а сцена превращается в площадку для жестких, порой неудобных разговоров.
Автор и режиссер проекта — Михаил Барщевский, человек, чье имя ассоциируется скорее с юриспруденцией и политикой, чем с театром. И это не случайно. «Неформат» — это не драматургия в классическом смысле, а скорее публичная исповедь, серия провокационных монологов, в которых Барщевский и приглашенные гости обсуждают то, что, по их мнению, «перестало быть однозначным».
Что же это такое?
Прежде чем попасть в зал, зрители оказываются в фойе, где старинная архитектура органично сочетается с современным дизайном. Высокие потолки, лепнина, кирпичные стены соседствуют с минималистичной мебелью, прозрачными лестницами и мягким светом, создающим камерную атмосферу. Это пространство, в котором чувствуется уважение к истории и одновременно — свежий, актуальный взгляд. Здесь действительно настраиваешься на глубокие размышления и погружение в искусство.
Но что же происходит в самом зале?
Зритель, пришедший на спектакль, оказывается втянут в интересный гибрид репетиции, ток-шоу и философского семинара. Здесь нет четвертой стены, нет четкого сценария — есть только импровизация, авторские тексты и острые темы: институт семьи, война, деньги, власть, гендерное неравенство.
Барщевский начинает с предупреждения: «Это не спектакль в обычном значении слова. Всё будет не так». И он прав.
Что сработало?
- Энергия и харизма актеров.
Особенно ярко выделяется Евдокия Германова, играющая пожилую актрису. В 65 лет она демонстрирует такую мощную энергетику, которой позавидовали бы многие молодые исполнители. Ее монологи одиночества, неудачных браках, сложных отношениях с дочерью — одни из самых живых моментов постановки. - Идея разрушения формата.
Сам замысел — выйти за рамки традиционного театра — интересен. Когда актеры перестают «играть» и начинают говорить от себя, зритель невольно вовлекается в процесс. В какие-то моменты кажется, что ты не в зале, а в студии ток-шоу вперемешку с лекцией по юриспруденции. - Попытка честного разговора.
В отличие от многих современных спектаклей, где темы подаются в завуалированной, «красивой» форме, здесь всё прямо: деньги, власть, лицемерие общества. Это вызывает реакцию — даже если она негативная. - Отсылки к юридической практике.
Подача спорных жизненных вопросов через актуальные кейсы судебных дел — вызывают серьезный интерес. Пожалуй, на полноценные лекции с таким филосовско-юридическим содержанием от Михаила Юрьевича, я бы с удовольствием сходила.
Что вызвало вопросы?
- Монологи вместо диалога.
Хотя спектакль позиционируется как площадка для спора, чаще всего зритель видит именно монологи Барщевского. Приглашенные звезды скорее поддерживают беседу, чем вступают в полемику. - Размытость сюжета.
Линия молодого художника (Егор Пискунов), который то ли хочет помочь пожилой актрисе, то ли повторить судьбу Раскольникова, кажется не до конца продуманной. Отсылка к «Преступлению и наказанию» выглядит скорее данью классике - Невидимая сцена
Когда решитесь на посещение, избегайте 3-го ряда. Из-за неудачной планировки зала именно здесь практически ничего не видно — впередисидящие зрители полностью перекрывают обзор сцены. В итоге вместо спектакля вы получите лишь его аудиоверсию, что, согласитесь, не лучший вариант.
Стоит ли идти?
«Неформат» — это эксперимент, который одних восхитит смелостью, а других оставит в недоумении. Если вы готовы к долгим рассуждениям и нестандартному формату — вам будет интересно.
Одно можно сказать точно: «Неформат» не оставит вас равнодушным. Он заставит спорить, сомневаться или хотя бы задуматься — а это уже немало.
Фотографии с сайта НЕФОРМАТ