Задумывались ли вы когда-нибудь, что движет людьми, открывающими музеи и культурные центры с частными коллекциями? Вообще, кто эти ценители искусства, которые собирают настоящие экспозиции из музыкальных инструментов, картин или скульптур? Для чего они тратят на это дело собственные ресурсы и время? У обывателя возникает больше вопросов, чем ответов.
Оказывается, причина в миссии. По крайней мере, у героя нашего материала Михаила Журавлева. Он предприниматель, филантроп, президент Международного фонда искусств имени С.Д. Эрьзи, а также основатель Ассоциации культурного международного сотрудничества им. С.Д. Эрьзи.
Инициатива по спасению произведений искусства
Международный фонд искусств — частная инициатива земляков мордовского скульптора Степана Эрьзи. Организация занимается поиском и спасением творческого наследия художника. История фонда началась почти четверть века назад, когда Михаил Журавлев увидел в антикварном магазине скульптуру обнаженной девушки. Хотел приобрести, но не успел — работу Эрьзи перехватил другой покупатель. Тогда ныне президент фонда пообещал себе, что «замахнется» на творчество талантливого земляка и будет его коллекционировать.
Журавлев отмечает:
«Я помню первое впечатление от увиденной работы Степана Эрьзи. Это точное изображение внутреннего мира женщины в скульптуре. Я был поражен, как ему удалось передать невероятную красоту женского тела. Например, его скульптура «Ева» ни на что не похожа: до безумия красивая, элегантная, пышная, живая. Хотя это мрамор, даже не дерево. По моему мнению, одно из величайших произведений Степана Эрьзи — «Страсть». Это изображение женщины, ногти которой, а если быть точнее когти, от страсти впились в почву. Это уникальное произведение, где он воплотил чувство человеческого тела».
Результатом первого и последующих впечатлений стала многолетняя любовь к творчеству скульптора. Однако Михаил Журавлев не из тех, кто наслаждается чувством в одиночку. Он хочет подарить эту любовь всему миру. Так появился фонд.
Одной из первых спасенных работ стал «Иоанн Креститель». Эта скульптура появилась на свет в 1914 году в Италии, в деревушке Феццано. Там находится церковь Кристо Ре, для которой Степан Эрьзя и создал скульптуру пророка. Произведение радовало прихожан до 60-ых годов прошлого столетия, а потом переехало в подвал.
Спустя почти полвека забвения об «Иоанне Крестителе» заговорили вновь. Итальянские партнеры фонда подсказали, что скульптура находится в удручающем состоянии. Тогда Михаил Журавлев организовал несколько экспедиций в Европу, чтобы отреставрировать работу. Оригинал вернулся в церковь, а по миру разъехались две копии «Иоанна Крестителя». Одна — в музей Ватикана, другая — в «Эрьзя-Центр» в Москве.
Это лишь один пример успешной операции по спасению творческого наследия. Совсем недавно коллекцию фонда пополнила «голова татарки». Ее нашли в частной коллекции жителя Екатеринбурга, выкупили. Теперь мраморная скульптура ожидает реставрации.
Возможность поделиться красотой с миром
По словам Михаила Журавлева, он счастливый человек, потому что имел честь видеть неизвестные произведения скульптора. У москвичей и гостей столицы такой возможности нет, поэтому президент фонда инициирует создание копий и коллекции из них. Он отмечает, коллекционирование превратилось в настоящий стиль жизни. Мотивацией называет миссию, посланную свыше.
«В тот год, когда умер Эрьзя, родился я. Причем осознание такой преемственности ко мне пришло лишь спустя 40 лет. Моя цель, чтобы в обществе Эрьзю перестали называть «русским Микеланджело» или «русским Роденом», приняли, что он наш русский мордовский Эрьзя», — добавляет Журавлев.
Президент фонда уверен, что время Степана Эрьзи еще настанет. В этом смысле популяризация имени мордовского скульптора куда более благодарное дело, нежели уже состоявшегося художника.
«Мы наконец-то начинаем понимать, насколько мы бедны от того, насколько мы богаты. Европа и Америка могут нам только позавидовать, потому что у нас огромное число талантливых людей, о творчестве которых мы не знаем. Это наше преимущество», — объясняет Журавлев.
Поэтому приглашает в Эрьзя-Центр тех, кто никогда не слышал о таком скульпторе как Степан Эрьзя, а также тех, кто хочет чуть больше погрузиться в его творчество и необычный жизненный путь.
«Мы спасаем все произведения в мире, которые были утрачены или считались пропавшими, работы, находящиеся в частных коллекциях, погибающие скульптуры.
Есть произведения, которые нам приходилось спасать на государственном уровне. Например, портрет поэта Орасио Кироги. Эту скульптуру Степан Эрьзя сделал за один день перед похоронами аргентино-уругвайского писателя. По задумке друзей автора, работа должна была служить усыпальницей. В затылочной части скульптуры есть отверстие с капсулой, в которой хранится прах Кироги. Это произведение долгое время было на улице, пострадало, и в начале этого века правительство Уругвая обратилось за помощью.
Нам удалось отреставрировать работу за несколько экспедиций. Сейчас она хранится в Уругвае, в небольшом мемориальном музее писателя. Мы же получили право скопировать произведение. То есть мы реставрируем скульптуры за возможность заполучить слепок для своей коллекции», — добавляет Журавлев.
Копиист — почетная роль
Реставрацией и созданием копий и мастер-моделей (уменьшенных вариантов скульптуры) в фонде уже больше 20-ти лет занимается Александр Толокин. Он всю жизнь изучает и восстанавливает творчество мордовского скульптора. За такое количество времени Толокин изобрел авторскую мастику для реставрации латиноамериканских пород деревьев, из которых выполнено большее число работ Степана Эрьзи. Кажется, творчество художника реставратор знает уже как свои пять пальцев. На его счету спасение более десятка скульптур Эрьзи, и еще больше копий.
«Я считаю, что копиист — звучит гордо. Несмотря на то, что в России до сих пор относимся к такой роли неоднозначно. Во-первых, повторить скульптуру великого художника не так-то просто. Во-вторых, если бы не слепки с оригиналов Эрьзи Александра Толокина, многие не узнали бы о существовании великих произведений одного из самых самобытных скульпторов XX столетия», — говорит Михаил Журавлев.
Сейчас Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи, который находится по адресу г. Москва, ул. Автозаводская 1, набирает мощность в развитии популяризаторской деятельности имени уникального скульптора. Коллекционер вместе с коллегами ждут посетителей на постоянную экспозицию, а также проводят мастер-классы, лекции и временные выставки. Накануне состоялся вернисаж в музее «Собрание» «В диалоге с Чако».
Также вице-президент фонда и хранитель коллекции Елена Бутрова разработала два уникальных маршрута по местам жизни и творчества художника в рамках проекта «Москва скульптора Эрьзи». Инициатива реализуется при поддержке ПФКИ. Осенью прошлого года в первый рейс отправился тематический поезд #ПОЕЗДЭРЬЗИ по маршруту Москва — Саранск — Новороссийск — Москва.
Большое количество идей, потраченных ресурсов, времени и энергии. И все ради того, чтобы показать нашим соотечественникам, что мы богаче, чем думаем.