В сумасшедшем ритме современной жизни, состоящем из бесконечных дел, рутины и глобальных тревог, вопрос о главном часто отходит на второй план. Мы живем на автопилоте, пока какой-то толчок не заставляет нас оглянуться и спросить: «А куда я, собственно, иду?» Новый спектакль театра «Заячий Стон» — «Комедия о смысле жизни» — позиционируется как такая точка остановки, «лавочка в горах на высоте 3000 метров», где можно перевести дух и задуматься. Удалось ли создателям выполнить эту сложную миссию? Ответ, судя по реакции зала, далеко не однозначен.
Спектакль начинается с провокации: на экране возникают черные титры на белом фоне: «В чем смысл жизни? Его нет. Конец». Этот смелый ход задает тон всему действу — ироничный, деконструктивный, бросающий вызов ожиданиям публики. Заявленные как «комедия», два часа сценического времени представляют собой калейдоскоп из скетчей, стендап-монологов, песен и клипов, сменяющих друг друга с быстротой мысли.
Четверо актеров — выпускников «Ленкома» — предстают настоящими «универсальными солдатами». Они поют, танцуют, легко перевоплощаются из персонажа в персонажа, вовлекают зал в интерактив. Однако именно здесь зрительское восприятие раскалывается. Для одной части публики этот хаос — точная метафора бешеного ритма жизни, где не всегда удается «переключиться» и уловить связь. Для другой — это бессвязный капустник, где шутки про «Руки вверх», банковские кредиты и политические аллюзии кажутся плоскими и устаревшими, больше подходящими для концерта в доме культуры, чем для столичной сцены.
Критики спектакля отмечают низкий уровень юмора, сравнивая его со «смотром самодеятельности средних классов». Диалоги вроде «он Шутит? Шутит. А почему не смешно? Не смешно шутит» — становятся для них исчерпывающей характеристикой всей постановки. Возникает вопрос: может ли коллектив с почти десятилетней историей позволить себе столь легковесный, по мнению некоторых, материал?
Однако у спектакля есть и своя глубина, которая открывается не всем. Создатели пытаются говорить о простых, но важных вещах: о том, что жизнь складывается из мелочей, что нельзя пренебрегать мечтами и теплыми словами в адрес близких, что глобального смысла нет, но у каждого есть свой, личный. Яркой иллюстрацией этого становится одна из центральных сцен: героям предлагается минуту помолчать и войти в дверь, где исполнятся все их желания. Внезапно наступающая тишина и сосредоточенность — тот самый момент «лавочки в горах», когда суета отступает, и остается только суть. К сожалению, по мнению части зрителей, такие мощные эпизоды тонут в потоке более слабых номеров.
Вердикт
«Комедия о смысле жизни» — спектакль-парадокс. Он одновременно разочаровывает и заставляет задуматься, кажется хаотичным и в то же время выстроенным вокруг четкой идеи. Это не классическая комедия, где нужно смеяться с первой до последней минуты, и не глубокая философская драма. Это гибридная форма, эксперимент на стыке жанров.
Подойдет ли он вам? Если вы ищете легкий, необременительный способ развеять осеннюю хандру, готовы принять правила игры и не ждете отточенного бриллианта в духе «Квартета И» их золотой эпохи — возможно, вы найдете здесь свои моменты. Если же вы ждете от театра безупречной драматургии, тонкого юмора и целостного высказывания, есть риск присоединиться к тем, кто вышел из зала с чувством горького разочарования.
В конечном счете, «Комедия о смысле жизни» от «Заячьего Стона» — это Rorschach test для зрителя. Что вы в нем увидите — гениальный хаос или беспомощную самодеятельность, — зависит только от вас.