Премьера сериала «Эрик» состоялась на Netflix в конце мая, хотя на самом деле анонсирован он был несколько лет назад.
Сценарий написала автор «Стыда» Эби Морган, а режиссером выступила Люси Форбс, знакомая публике по драме «Будет больно».
Главный герой сериала — кукловод и создатель детской передачи «Здравствуй, солнышко», кудрявый рыжий проблемный художник по имени Винсент, которого играет Бенедикт Камбербэтч. Он пытается придумать что-то новое, чтобы вдохнуть в свое детище второе дыхание, перманентно ссорится с женой, пьет и, что кажется довольно закономерным, в качестве вишенки на торте вынужден столкнуться со столь нетривиальной проблемой, как пропажа собственного сына Эдгара (Иван Моррис Хоу). Семейные проблемы усугубляются со скоростью адского водоворота, который засасывает Винсента на самое дно. В алкогольном забытьи герой видит лохматое чудовище по имени Эрик, его образ придумал мальчик, надеясь, что поможет отцу с новым выпуском шоу. Мужчина уверен, что если сделает ростовую фигуру Эрика и снимет его в передаче, то малыш вернется домой. Существо становится настоящей идее фикс художника и в какой-то момент они начинают вместе бродить по улицам Нью-Йорка в поисках Эдгара и спорить друг с другом. Монстр — словно альтер-эго Винсента, демонстрирующее, что с ним может произойти, если он продолжит катиться по выбранной наклонной. Он олицетворяет все его пороки, все ужасы, заключенные в душе героя, но, как ни странно, именно благодаря Эрику становится возможным относительно благополучный финал ленты.
Соблюдая антураж Нью-Йорка конца 80-х и выбрав даже характерную для тех лет цветопередачу, авторы не просто предлагают зрителям историю исчезновения ребенка, но рисуют многосюжетное полотно, заставляя эмоционально подключаться сразу к нескольким персонажам: детектив, занимающийся розыском пропавших детей, вынужден скрывать личную жизнь из-за расовой и сексуальной дискриминации, а мать подростка, исчезнувшего за несколько месяцев до Эдгара, проводит день за днем в полицейском участке, потеряв всякую надежду, что тот самый чернокожий следователь сумеет найти чернокожего юношу — поскольку это дело неинтересно высшему руководству. Параллельно разворачивается классическая коррупционная схема, в которой главными действующими силами оказывается городская полиция и власти Нью-Йорка. Супруга Винсента пытается вырваться из мучительных отношений с все сильнее кажущимся безумным художником и заводит роман с простым и понятным парнем, а его родители-миллионеры существуют в настолько сильном отрыве и от жизни, и от собственного ребенка, что просто не в состоянии разглядеть трагедию, происходящую на их глазах.
Этот густонаселенный мир является отражением представлений создателей сериала о том, какими были 80-е для Америки и Нью-Йорка, но переплетающийся кубок сюжетных линий совершенно не мешает наблюдать за потрясающим актерским бенефисом Бенедикта Камбербэтча, говорит театровед, эксперт проекта Artosophy Юлия Шнайдер. Нетрудно предсказать, что найдется довольно много критиков и зрителей, которые упрекнут его в использовании «штампов», в том, что он цепляется за привычное амплуа, но давайте будем честны: если штампы работают на идею, если они уместны в кадре, если они не подрывают органику, то они совершенно точно имеют право на существование. А образ гениального, но непонятого и оттого агрессивного, и разрушающего все вокруг художника (или консультирующего детектива, к примеру) Камбербэтчу и на сей раз удается воплотить на все 100.
Посоревноваться со звездой за внимание публики точно может и МакКинли Белчер III, детектив Ледройт. Он максимально уверенно и точно показывает человека, загнанного в рамки лицемерным обществом и такой же политикой, но способного разрушить их ради чего-то правильного и необходимого, а затем принять последствия.
Несмотря на весомые плюсы, у сериала есть и одна проблема — он попадает в некое белое жанровое пятно: главная детективная коллизия (пропажа ребенка) довольно быстро оказывается разрешенной и затем публике остается лишь ждать развязки, социальный мотив является только одним из множества тем, а психологической драмой ленту назвать трудно, поскольку этот акцент не оказывается главным.
Тем не менее, многослойная история, оформленная в духе ретро, точно не оставит равнодушным и способна заставить о многом задуматься, а потому — достойна просмотра.