Дома на колесах или автодома, или кемперы — это возможность путешествовать свободно, в своем собственном темпе, избегая масс туристов в популярных локациях. Но какова история появления такого средства передвижения и как сейчас обстоят дела в России? подробно рассказали эксперты.
Немного истории
Первые автофургоны появились еще в начале 20 века и развивались параллельно с ростом автопромышленности. Путешествуя на автомобиле, люди начали искать способ комфортного проживания во время длительных поездок, что привело к созданию первых фургонов с оборудованием для сна и отдыха, рассказала Юлия Кошурникова, директор ООО «Байкальская радуга», отельер.
История. Первые модели автодомов появились в США и Европе. Американские «дома на колесах» стали массовыми в середине прошлого века и часто ассоциируются с культовыми автофургонами Winnebago. В Европе индустрия автодомов развивалась параллельно с Америкой, сегодня многие европейские страны имеют развитую инфраструктуру для таких путешествий. Рост популярности можно связать еще с непривязанностью туристов к отелям и конкретным маршрутам, а также с модой на минимализм и экологичный образ жизни.
Получается, что на Западе дома на колесах прошли длинный путь от переоборудованных фургонов до современных кемперов с автономной системой жизнеобеспечения. В них вы найдете кухню, душ, туалет, отопление и даже солнечные панели. Это позволяет путешественникам находиться в пути длительное время. Все-таки этот формат путешествий остается дорогим, хотя сервисы по аренде автодомов успешно развиваются.
Не дом, а капля
Своим мнением относительно очень не обычной замены автодомов, поделились Коханский Евгений и Котов Павел, сооснователи мастерской «Camper Anytime Travel»
Нам всегда нравился отдых с палатками. Долгое время ездили отдыхать с ними, обустраивали лагерь, возили с собой много вещей. Семьи стали расти, вещей становилось больше, появился небольшой прицеп, куда стали складывать вещи. Иногда в поездке с маленькими детьми многое зависело от погоды и могло такое произойти, что в любой момент нужно собраться, прервать отдых на природе и ехать в сторону дома, что безусловно расстраивало.
Несколько лет назад в одной из соцсетей наткнулись на такую штуку, как прицеп-капля. Сразу же она зацепила своим видом, функционалом и удобством, а также тем, что в отличие от палатки – это более надёжная конструкция. Стали разбираться более плотно, что же это такое и находили всё больше и больше плюсов в этом продукте. По сути, это та же самая палатка, только более крепкая, надёжная, комфортабельная и на колёсах. А ещё плюсом с кухней, при желании с отоплением, с электричеством. Ваша автономность зависит только от наличия воды и продуктов. При транспортировке весь походный инвентарь можно складывать в ней же. Ещё одним из больших достоинств капли – это её размеры и мобильность.
В отличие от полноценных автодомов или кастенвагенов, каплю можно использовать только когда она тебе нужна. В остальное время можно поставить ее в гараж, на паркинг или хранить под тентом на даче, а машину использовать повседневно. При этом для простой капли не нужно иметь мощный автомобиль, достаточно среднестатистического седана. Конечно, если кто-то любит бездорожье, то там нужен соответствующий автомобиль и внедорожный вид капель. Существует множество мнений и идут постоянные дискуссии на тему «что удобней?» — капля, караван, автодом и прочее. Однозначного ответа никогда не будет, т.к. каждый выбирает свой формат. Ну и, конечно, нельзя обойти стороной вопрос цены. Мы посчитали, что для такого формата отдыха (автопутешествия), капля – один из самых доступных вариантов. На тот момент тренд уже набирал обороты, в России было несколько производителей таких прицепов и у потребителей были в только положительные отзывы. Поэтому пришли к выводу, что такой продукт будет востребован. И у нас была одна и та же мечта – заниматься любимым делом и вырваться из офисов.
С «домами» — каплями путешествуют многие – разных возрастов, профессий, достатка, один/вдвоем или с семьёй и даже с питомцами. Есть примеры, когда с каплей путешествует пожилая женщина с собакой или бабушка с дедушкой и внуками. Но чаще всего – это семейные пары с детьми. Те, кто любит выбираться с на природу, кто любит активный образ жизни, костры, общение, купания, дорогу, романтику. Каждый находит в этом формате что-то своё, а кто-то пробует и переходит на что-то другое.
Капля несёт в себе определённый набор функций, с которыми отдых на природе становится гораздо комфортней. Просторное и удобное спальное место и места хранения, электричество для зарядки гаджетов и освещения, кухонный блок, где можно приготовить еду на портативной плитке, расположить необходимую утварь и продукты, а также умыться или помыть посуду. Это минимальный набор функций, который идёт во всех каплях и без них никак не обойтись. Опционально можно поставить автономный отопитель, чтобы путешествовать до холодов или, к примеру, установить тент-маркизу и многое другое.
Покупать или арендовать каплю? Тут для себя должен каждый решать сам. Аренда капель активно развивается и сейчас много предложений на любой вкус, цвет и размер. Её могут взять в аренду те, кто не хочет или не может её себе позволить, или те, кто хочет познакомиться с таким видом отдыха поближе. Если человек путешествует таким образом часто, то однозначно покупка. Каждая капля дорабатывается владельцем под свои требования и каждый раз привыкать к новой уже не захочется – подцепил, да поехал.
А как же дела в России?
«В России рынок домов на колесах начал развиваться позже, и он до сих пор очень маленький. Это связано, во-первых, с недостаточной инфраструктурой для автопутешествий: количество кемпингов и специализированных мест для стоянок автодомов сильно ограничено. И во-вторых, не у всех путешественников есть возможность приобрести автодом: у него большая стоимость, а предложений взять кемпер в аренду немного.
Тем не менее, последние годы интерес к автодомам в России растет. Особенно в условиях пандемии россияне обратили внимание на возможность путешествовать внутри страны, избегая гостиниц и многолюдных мест. Возникают сообщества автопутешественников, а предприниматели начинают строить инфраструктуру. Спросом пользуются как покупка автодомов, так и их аренда.
Чтобы дома на колесах стали частью туризма в России, нужно в первую очередь развивать инфраструктуру. Это специализированные кемпинги, где туристы могут пополнить запасы воды, подключиться к электричеству и утилизировать отходы. Также в России не проработан вопрос юридического статуса таких машин, и автодома зачастую попадают в «серую зону». С точки зрения туризма, развитие автопутешествий позволит популяризировать северные регионы, Байкал, Алтай и Камчатку, где туристская инфраструктура недостаточна»: сообщила эксперт Кошурникова.
По словам экспертов Коханского Евгения и Котова Павела, на данный момент сеть стоянок в РФ не сильно развита сеть стоянок для домов-автомобилей и домов-прицепов, но в каждом регионе обязательно найдётся таковая. Многие стараются отдыхать «дикарём» — вдали от цивилизации, шума и прочего. Активно развивается сообщество автопутешественников (с каплями, на караванах, автодомах и т.д.), где каждый может поделиться или поинтересоваться, где можно встать, куда сходить, на что посмотреть, где набрать воды или какую посуду лучше приобрести. А также появляются, дорабатываются и регулярно пользуются приложения, в которых каждый может поставить точку на карте с комментариями и обозначением что это за место – будь то кемпинг с удобствами или дикая стоянка на берегу реки.
А чтобы Ваш отдых на природе был не только интересным, но ещё и приятным, рекомендуем изучить статью На природу с палаткой с ночевкой: лайфхаки опытных туристов.
Желаем отличного отпуска.