В условиях глобализации и стремительного изменения рынков, компании ищут нестандартные точки роста для своего бизнеса и продвижения продукта. Один из самых успешных союзов, который превращается в стратегический актив, — коллаборация бизнеса с искусством: арт-кураторы, галереи и художники всё чаще становятся партнёрами компаний, бизнес преследует цель подарить впечатление своим сотрудникам, партнерам и клиентам. Искусство помогает наладить эмоциональные связи, поднять лояльность, улучшить имидж и создать новые возможности для роста, сообщил Александра Дьяченко, CEO «Aleksandra Diachenko Art Consultancy» (Париж, Франция) и консультант ГК «ТМГ».
Удачный пример — Фонд Louis Vuitton в Париже — его масштабные выставки современного искусства(н/р чемодан на красной площади), ретроспективы и архивные экспозиции ежегодно укрепляют статус конгломерата LVMH как культурного лидера и покровителя искусства. А что если бы такую же энергию, что разворачивается под стеклянными парусами фонда, направить на решение и других бизнес-задач?
Современный и результативный инструмент для бизнеса — арт-резиденции, традиционно служащие убежищем для художников и креативных специалистов. Пока это новая ниша, но она уже показывает отличные результаты в бизнес-сообществах в решении нетривиальных задач, консолидации разных специалистов и построения коммуникации.
Что такое арт-резиденция?
В этом вопросе помог разобраться эксперт Дьяченко:
Арт-резиденция — временное место, где художники могут жить и работать, находясь в уникальной среде, далёкой от повседневной рутины, такой формат чаще используется в европейских странах. Однако сегодня это пространство выходит за рамки искусства. Арт-резиденции можно интегрировать в бизнес-среду, создавая уникальную креативную площадку для взаимного обмена между искусством, технологиями, производством и креативными индустриями.
Совместная работа производственников с художниками, дизайнерами и креативными деятелями позволяет создавать инновационные решения, смелее представлять и упаковывать свой продукт, а так же находить нестандартные пути развития.
«Конгломерат производства, вдохновленный искусством рождает технологии и продукты, которые войдут в историю.» А. Дьяченко
Рабочие процессы, переговоры, мероприятия и презентации в арт-резиденциях не только развивают творческий подход к операционным процессам и коммуникации, но и улучшают корпоративные связи внутри команды, создавая открытую и вдохновляющую корпоративную культуру. Более того, арт-резиденции сегодня могут стать мощным инструментом для привлечения зарубежных партнеров и культурного обмена.
Передовые компании и арт-резиденции
Современные компании уже успешно внедряют арт-резиденции в свои стратегии. Одним из ярких примеров является программа Google’s Artist in Residence (AIR), привел пример эксперт Дьяченко. Здесь художники работают в тесной связке с инженерами, создавая уникальные проекты на стыке искусства и технологий, проводят мастер-классы, читают лекции. Компания не только приглашает художников для создания совместных проектов, но и активно приобретает их работы для оформления офисов.
Ксения Гутарина, основатель студии дизайна и хоум-стейджинга «HS1», рассказала ещё о нескольких Арт-пространствах:
«Не так давно у нас в стране стали появляться арт-резиденции, но стоит отдать должное их создателям, их не замкнули исключительно на искусстве, как, например, в Европе, а создали современные пространства, консолидирующие разные сегменты творческих профессий.
В Москве есть функциональное пространство С7 или Смоленка 7, ребята сначала специализировались только на искусстве, а сейчас создали настоящее креативное арт-пространство. Там проводят лекции, организовали библиотеку, коворкинг, лекционный зал, а главное — сообщество. Резиденты сами организовывают программы, мероприятия и презентации. А главное — на таких событиях дизайнеры встречаются с производителями, организовывают выставки художников и главное — диалоги. Арт-резиденции помогают вдохновиться, найти необычные и нетривиальные решении или работы, или предметы искусства. Такие пространства способствуют росту сегмента дизайна и насмотренности дизайнеров, а производства могут лучше понять, что востребованно на рынке и какие тренды предстоят. Когда бизнес и творцы работают в конгломерате — это делает мир красивей.»
Еще есть отличный пример из Екатеринбурга, одна студия устраивала раз в месяц формат квартирника у себя в шоу-руме, где так же собирали представителей разных сегментов дизайна, мебели, декора и представляли тренды Европы или локальные — это и были своеобразные первые арт-квартирники, сообщила эксперт Гутарина.
Как интегрировать арт-резиденции в бизнес?
Четыре способа интеграции предложил эксперт Дьяченко:
1. Ивенты и презентации
Арт-резиденции — идеальная площадка для проведения мероприятий и презентаций товаров и услуг. Особая атмосфера с инсталляциями и выставками, визуально и концептуально поддерживающими идею продукта. Это яркий информационный повод для медиа, а так же способ подарить клиентам, партнерам и сотрудникам — запоминающуюся эмоцию, чтобы они в дальнейшем ставили это в пример и органически продвигали продукт.
2. Интеграция в рекламные и PR-кампании
Коллаборация с художниками позволяет создать уникальный контент, который может стать ключевым элементом рекламной или PR-кампании, частью креативной истории, которая выделит компанию на рынке и сделает ее точкой притяжения аудитории.
3.Брендинг через искусство
Оформление офисов, создание логотипов и визуальных концепций в сотрудничестве с художниками арт-резиденций подчёркивает уникальность компании и её ценности, делая бренд визуально узнаваемым. И повышает ценность HR-бренда компании.
4. Переговоры и корпоративные мероприятия
Проведение переговоров и встреч в креативной атмосфере арт-резиденции способствует открытому обмену идеями, демонстрируя нестандартный подход компании к бизнесу и её стремление к инновациям и творчеству.
Арт-резиденции — не просто креативные пространства, а мощный инструмент роста бизнеса и укрепления международных связей. Вдохновляющая атмосфера помогает компаниям оставаться на шаг впереди, создавая проекты, которые подчёркивают их индивидуальность и усиливают влияние на рынке. В эпоху глобальной конкуренции такие решения становятся ключевыми для достижения успеха.
С появлением арт-резиденций повышается и культурный уровень страны, что не может не радовать. Желаем успешных интеграций таких пространств и в ваши бизнесы.