Представим следующую ситуацию: вы — предприниматель, который никогда не был связан ни с какой творческой системой или проектами. Но у вас появилась шикарная мысль для полнометражного фильма. Вы проснулись воодушевленным, сели за компьютер и даже начали писать сценарий, но вдруг уставились остекленевшими глазами в экран ноутбука, не понимая, а что же дальше?
В этой статье наш эксперт продолжит вам тропу от идеи до финансирования. Чтобы ваше кино существовало не только в ваших мечтах, но и обрело воплощение во всех кинотеатрах нашей страны.
С чего начать и из чего состоит презентация проекта?
В первую очередь, пока не забыли идею, стоит ее записать и отложить на несколько часов, а лучше дней. После перерыва посмотреть на записи, и если они покажутся для вас интересными — продолжить задуманное. Ваша задача, на первичном этапе, создать презентацию вашего проекта с точки зрения идеи и инвестиционного пакета с которым вы пойдете на питчинги и в кабинеты больших продюсеров.
Пройдемся по основным понятиям, которые должны быть в вашей презентации на самом начальном этапе:
- Синопсис— это краткое содержание будущего фильма в двух-трех абзацах.
- Логлайн— это еще более краткое описание фильма в одном предложении. Он необходим для понимания как представлять фильм будущим зрителям, допустим: “Даже после смерти, он защитит её”, примерный Логлайн фильма “Привидение”.
- Dream-каст— перечень мировых актеров, которые идеально подходят на роли вашего фильма, по образам которых подбираются актеры в каст.
- Каст— перечень актеров, которые при условии финансирования готовы приступить к съемкам и подписали письмо согласия и NDA.
- NDA— соглашение о неразглашении, обязательный документ который должен подписать любой человек, которому вы пересылаете в электронном либо в печатном формате, либо даете почитать, ваш сценарий.
- Первичный бюджет— краткая сводка, которую вы прописываете в презентации: «примерно» сколько необходимо финансов на реализацию вашего фильма. Все цифры берите из Интернета, а гонорары актеров прописывайте исходя из ответов их агентов.
- Жанр или поджанр— Драма/мелодрама/комедия/трагедия/фантастика и т.д. или их симбиоз, определять вам.
- Хронометраж— продолжительность фильма, в современных реалиях это от 1 часа 20 минут до 3 часов.
- Локации— так же, как и с Dream-кастом и Кастом, необходимо прописать и проиллюстрировать по два варианта на каждую сцену: идеальный и посильный вариант.
- Партнеры— если у вас уже есть компании или люди, которые готовы информационно или финансово поддержать ваш проект, смело прописывайте их в презентации. Они также обязаны подписать NDA и письмо готовности при дополнительном или основном финансировании фильма.
Теперь, когда вы знаете все составляющие долгого подготовительного пути, рассмотрим следующие варианты шагов.
Кто вам поможет в достижении цели?
В нашей необъятной стране у независимого автора идеи, есть целых одиннадцать путей реализации своего фильма.
- Государственные фонды — ФондКино, Минкульт, ИРИ, НацПроекты, и тд.. Питчинги в данных фондах проходят 1-2 раза в год. К этому времени необходимо собрать пакет документов: его перечень указан на сайтах данных фондов. Дальше ждать, долго ждать, от месяца до полугода. Также нужно учитывать, что каждый фонд имеет свою специфику жанровость и продолжительность фильмов, на которые они выделяют бюджет. Одни выделяют только на военные фильмы, другие только на короткие метры российской тематики и тому подобное.
- Частные фонды — МТСмедиа, Кинопрайм и т.д. Питчинги данных фондов проходят под конкретный проект: если ваша заявка покажется интересной для приемной комиссии, с вами свяжутся и начнут процесс согласования. К этому времени у вас уже должен быть подготовлен пакет документов и так же зарегистрировано авторское право на сценарий.
- Частные продюсеры — любой человек из индустрии, не связанный обязательствами ни с каналами, ни с продакшнами. Есть несколько вариантов их участия в проекте: либо полное покрытие расходов на производство, либо предоставление каналов полного финансирования его личными связями, без вашего финансового участия.
- Канальные продюсеры — официальные представители телеканалов как государственных, так и коммерческих. Ваш фильм выйдет на телеканале, к которому прикреплен данный продюсер.
- Сторонние инвесторы — любой человек не из индустрии с желанием и возможностями финансового вложения в ваш проект с личной выгодой. Процент прибыли оговаривается с каждым инвестором индивидуально, и возрастает с увеличением вложенных средств.
- Продуктовые спонсоры — представители любого производственного бизнеса, от компаний связи до производителей компотов. Они дают вам деньги за то, что их продукт будет показан или упомянут вашими персонажами в кадре. Чем больше денег они вкладывают, тем более часто и открыто персонажи будут пользоваться их товарами в кадре.
- Бартерная основа — этот вариант очень схож со спонсорскими продуктами, только отличие в том, что вам предоставляют высокостоящие продукты, аренда которых для съемки стоит невероятно дорого, только за упоминание конторы. Это могут быть как локации, так и средства передвижения и т.д.
- Лоббирование сторонними производителями — полное покрытие расходов одной компанией с эксклюзивным спонсорским соглашением- это очень комплементарное для компании вложение.
- Совместное продюсирование — тандем с одним или несколькими продюсерами, которые либо имеют ранее положительный опыт или знают «нужных» людей, и за свой вклад ресурсами хотят получить не фиксированную оплату, а процент от проката.
- Продажа сценария — редкий, но возможный вариант. Для этого вам необходимо, идеально подготовить сценарий и защитить его авторским правом, только после этого его можно рассылать по продакшнами, студиям и т.д. Не стоит в рассылке указывать стоимость вашего сценария, ведь его могут оценить в разы дороже, нежели вы думаете. Необходимо постоянно мониторить как входящую почту, поскольку часто положительный ответ о покупке сценария выглядит как приглашение на первичную встречу в офис компании.
- Продажа идеи — еще более редкий, но не сказочный случай. Очень часто данный вариант можно совместить с пунктом 3 (см. выше). Только, к сожалению, авторское право на идею зарегистрировать невозможно, и нужно понимать кому и когда вы ее рассказываете.
Если у вас все получилось, то теперь для вашего проекта наступает этап предпродакшена. Доведение литературного сценария до идеала профессиональным сценаристом, составление режиссерских, постановочных и производственных сценариев. Разработка полного бюджета производства бухгалтерами, работа с кастинг директорами и многое другое. Но самое главное, что вы прошли первый, очень сложный этап — отсев графоманов, который проходят единицы. И движетесь навстречу премьеры вашего кино.
Автор статьи: Ревуненкова-Сургуладзе Лали