Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Страшные тайны Капитализма: как человек стал товаром?

Автор:

Поделиться материалом:

Право частной собственности неприкосновенно! Будешь хорошо работать, добьешься успеха! Ну и на кого ты пошел учиться? А кормить тебя кто будет? Природа человека такая, рвать и тянуть на себя, самые сильные и предприимчивые добиваются успеха пока лопухи ушами хлопают.

Звучит как непреложные истины жизни, всегда так было, всегда так будет. Так ли это? Обсудим в статье Катерины Кирберевой, экономиста, преподавателя экономической теории в РЭУ им. Г.В.Плеханова.

Сегодня говорим о первоначальном накоплении капитала. Ведь капитализм существовал не всегда, ему предшествовали другие общественно-экономические формации: первобытный коммунизм, рабовладение и феодализм. На каком же основании выделяются формации? По способу производства, от которого в свою очередь зависит и способ распределения продуктов. Первобытный коммунизм был первой общественно-экономической формацией человеческого общества. Тогда добытую пищу члены племени делили по потребности, более-менее поровну, иначе было просто не выжить, ведь излишков не было, сколько добывали, столько и съедали. То есть это не моральный принцип, а объективная необходимость для сохранения человечества как вида. Соответственно побежденных врагов просто убивали, забирая их добро.

По мере развития орудий труда и повышения производительности, оказалось, что работник может создавать продукта больше чем потребляет сам, то есть можно заставить его работать, забирая прибавочный продукт. Это первая частнособственническая формация – рабовладение.

Для общества появление рабов было огромным прогрессом, ведь время рабовладельцев освободилось, они смогли заниматься наукой, искусством, философией. Именно рабовладельческая античность оставила потрясающие образцы скульптуры, живописи и техники, на основании этого способа производства родились техника и технологии, облегчившие людям. Правда жизнь стала легче у общества в целом, а далеко не у всех отдельных людей. Вот такая классовая диалектика.

Фото Яндекс

Развитие производительных сил продолжалось, рабовладельческая формация стала задерживать дальнейший рост производительности труда, ведь рабу – говорящему орудию (как писал о них Аристотель) нельзя доверить сложные инструменты, он их ломает. Кроме того в среде рабов то здесь то там прорываются бунты.

Постепенно общество перешло к следующей общественно-экономической формации – феодализму, где собственность хоть и была частной, работник уже не был сродни плугу или быку, он все-таки был человеком, формально его нельзя было просто так убить, он мог иметь семью, домик, но прибавочный продукт его труда по прежнему присваивали представители другого класса – феодалы.

Фото Яндекс

Крестьянин мог работать часть времени на своей земле, а часть на хозяйской, это называется барщина. Или отдавать часть выращенного продукта в натуральной форме или деньгами – это оброк. Поначалу феодализм как и рабовладение был прогрессивным, но чем сильнее развивались средства производства, тем теснее человечеству становилось в оковах прежних производственных отношений.

Распространение фабрик, дававших колоссальный рост производства, требовало двух вещей. С одной стороны должны были появиться те, кто сконцентрировал бы в своих руках достаточно богатств для покупки земли, зданий, оборудования, найма рабочих. По тем временам это гигантские деньги! Ну допустим купцы и разные бароны могли обладать такими средствами, хотя дальше мы увидим, что это не главный путь концентрации первых капиталов. Только этого недостаточно.

Для капиталистического производства, а фабрика – это именно капиталистическое производство, нужны массы людей, готовых работать. Капиталистический рабочий должен быть свободен в двояком смысле. С одной стороны он не должен быть чьей-то собственностью, не быть крепостным и иметь возможность продавать свою рабочую силу кому захочет. А с другой, рабочий должен быть свободен от средств производства. Разумеется, крестьянин, занимающийся сельским хозяйством и живущий со своей семьей в деревне, ни на какую фабрику в город работать не пойдет. А кто пойдет? Тот, у кого нет собственных средств производства, земли, лошади, то есть никакой возможности прокормить себя кроме как продать собственную рабочую силу. И таких людей должно быть не 1-2, а большинство. Должен быть сформирован рынок рабочей силы, на котором в запасе всегда есть безработные для нужд расширения капиталистических предприятий.

Итак, первоначальное накопление капитала – это накопление богатств для организации предприятий в руках меньшинства и лишение средств пропитания (экспроприация) большинства. Первоначальное накопление капитала предполагает создание класса пролетариев (лишенных собственности).

Откуда же берется такой класс? Этот процесс Маркс красочно описывает в «Капитале».

Фото Яндекс

Еще Адам Смит показал, что обычному накоплению капитала, которое получается благодаря расширению предприятия за счет части прибыли, предшествовало первоначальное накопление капитала, которое заняло целую эпоху и имело совсем другую природу. Основу процесса составил отъем земли у сельскохозяйственного производителя, крестьянина. Конечно история безземеления в разных странах проходила по-разному, оно имело разные формы и временные рамки, но суть процесса была общей.

В Западной Европе первоначальное накопление капитала происходило в 15 – 18 вв. В Англии уже к концу 16 столетия образовался класс богатых для того времени «капиталистических фермеров». Маркс описал «разнообразные идиллические методы» первоначального накопления. Он писал об экспроприации крестьянских земель, посредством хитрых законов против собственного населения.

Эффективным методом было «огораживание», т.е. вытеснение крестьян с их земель чтобы отдельные уважаемые лица могли их присвоить. Огораживание началось еще в 15 веке. Оно началось с того что зависимых крестьян «коттеров» сгоняли с общинной земли, которую они прежде возделывали. Теперь им запрещалось пользоваться наделами, а сами участки были огорожены заборами и канавами. Когда коттеры закончились, пришло время крупных арендаторов, которые больше не могли вносить плату за угодья, ведь собирать деньги становилось все сложнее.

Последними с земель были вытеснены копигольдеры – мелкие арендаторы, которые не справлялись с оплатой постоянно повышающейся аренды. На огороженных землях устраивались пастбища для овец, это явление приобрело такой масштаб что люди говорили о вытеснении людей овцами. Кроме частной земли огораживание активно проводилось на церковных землях, а сами земли переходили в собственность английской короны. Таким образом четверть всех обрабатываемых земель Англии стали собственностью двора, король продавал их и раздавал приближенным, так постепенно сформировался слой сельской буржуазии.

 Кроме этого массово практиковалось разграбление церковного имущества, мошенническое отчуждение государственных земель, расхищение общинной собственности, оно осуществлялось по-узурпаторски и с беспощадным терроризмом. Феодальная собственность и собственность кланов была превращена в частную собственность. Все это позволило очистить поле для капиталистического земледелия, отдать землю во власть капитала и создать для городской промышленности необходимый приток поставленного вне закона пролетариата.

В 24 главе «Капитала» Маркс проиллюстрировал т.н. «кровавое законодательство против экспроприированных» в Англии конца 15 начала 16 вв., целью которого была борьба с бродяжничеством. Кто же так яростно бродяжничал в 15 веке? Да те самые крестьяне, у которых только что отобрали землю! Заодно благодаря этим отличным законам понижали заработную плату тех, кому удалось найти работу.

Приведу несколько примеров из этой главы: «Согласно акту Генриха 8 от 1530 г., старые и нетрудоспособные нищие получают разрешение собирать милостыню. Напротив, для бродяг ещё работоспособных предусматривались порка и тюремное заключение. Их следовало привязывать к тачке и бичевать, пока кровь не заструится по телу, и затем надлежало брать с них клятвенное обещание возвратиться на родину или туда, где они провели последние три года, и «приняться за труд»… При рецидиве бродяжничества порка повторяется и кроме того отрезается половина уха; если же бродяга попадается в третий раз, то он подвергается смертной казни как тяжкий преступник и враг общества.

Эдуард VI в 1547 г. — в первый же год своего царствования — издаёт закон, по которому всякий уклоняющийся от работы отдаётся в рабство тому лицу, которое донесёт на него как на праздношатающегося. Хозяин должен предоставлять своему рабу хлеб и воду, похлёбку и такие мясные отбросы, какие ему заблагорассудится. Он имеет право посредством порки и заковывания в кандалы принуждать его ко всякой работе, как бы отвратительна она ни была. Если раб самовольно отлучается на 2 недели, то он осуждается на пожизненное рабство и на его лоб или на щёку кладут клеймо «S»; если он убегает в третий раз, его казнят как государственного преступника.

Хозяин может его продать, завещать по наследству, отдать внаймы как раба, как всякое движимое имущество или скот. Если рабы замыслят что-либо против своих господ, то они также подлежат смертной казни. Мировые судьи обязаны разыскивать беглых рабов по заявлению господ. Если окажется, что беглый бродяга три дня шатался без дела, то его отправляют на родину, выжигают раскалённым железом на его груди клеймо «V» и, заковав в кандалы, употребляют для дорожных и других работ. Бродяга, неправильно указавший место своего рождения, в наказание за это обращается в пожизненного раба соответствующего селения, его жителей или корпорации и получает клеймо «S». Всякий имеет право отнять у бродяги его детей и держать их при себе в качестве учеников — юношей до 24 лет, девушек до 20 лет. Если они убегают, то до наступления указанного возраста обращаются в рабов своих хозяев-воспитателей, которые могут заковывать их в кандалы, пороть и т. п. Хозяин может надеть железное кольцо на шею, ноги или руки своего раба, чтобы легче отличать его от других и затруднить ему возможность скрыться. В последней части этого закона предусматриваются случаи, когда бедные должны работать на тот округ или тех лиц, которые берутся их кормить, поить и обеспечивать работой. Такого рода рабы — рабы приходов — сохранились в Англии вплоть до XIX века под именем roundsmen (приходчики).

Закон Елизаветы от 1572 г. предусматривает, что нищие старше 14 лет, не имеющие разрешения собирать милостыню подвергаются жестокой порке и наложению клейма на левое ухо, если никто не соглашается взять их в услужение на два года; в случае рецидива нищие старше 18 лет должны быть казнены, если никто не соглашается взять их на 2 года в услужение; при третьем рецидиве их казнят без всякой пощады как государственных преступников.

При Якове I, лицо, праздношатающееся и просящее милостыню, считается бродягой. Мировые судьи уполномочены подвергать таких бродяг публичной порке и заключать в тюрьму попавшихся первый раз на 6 месяцев, попавшихся второй раз — на 2 года. Во время тюремного заключения они подвергаются порке так часто и в таких размерах, как это заблагорассудится мировым судьям. Неисправимых и опасных бродяг предписывается клеймить, выжигая на левом плече букву «R», и посылать на принудительные работы; если же они ещё раз уличаются в нищенстве, их казнят без милосердия. Эти положения закона действовали вплоть до начала XVIII века. Таким образом «деревенское население, насильственно лишённое земли, изгнанное и превращённое в бродяг, старались приучить, опираясь на эти чудовищно террористические законы, к дисциплине наёмного труда поркой, клеймами, пытками».

Эти и тысячи других примеров сопутствовали становлению капитализма. Не рачительный трудолюбивый хозяин потом и кровью накопил первый капитал. Вернее потом. И Кровью. Только не своей. Борьба и переход к новой общественно-экономической формации были очень болезненными.

Отдельную страницу в истории становления капитализма в Европе занимает покорение Ирландии.

Один из самых известных случаев связан с именем Кромвеля, в 1649 году, он взял штурмом города Дроэду и Уэксфорд около Дублина.

Оливер Кромвель

Фото Яндекс

В этих городах гарнизоны и католические священники были убиты. Меньше года потребовалось армии Кромвеля для завоевания острова. Английским солдатам платили 5 фунтов за голову «бунтаря или священника» и 6 фунтов — за волчью голову, голова ирландца стоила дешевле головы животного. В 1691 году англичане приняли ряд законов, которые лишали ирландцев свободы вероисповедания, права на образование, права на голос и права на государственную службу. Массово проводилось огораживание в ходе которого местное население сгонялось с их земель.

Но убийствами и ирландским огораживанием не ограничивается первоначальное накопление капитала за счет этого народа. Местное население отдавалось в рабство. Ирландия быстро стала крупнейшим источником живого скота для английских торговцев. Большинство первых рабов в Новом Свете были белыми, а не черными, как нередко принято думать. Ирландская работорговля началась с указа Якова 1 от 1625 года, согласно которому 30 000 заключенных были проданы в рабство в Новый Свет. К середине 1600-х годов ирландцы были основными рабами, которых продавали на Антигуа и Монтсеррат. В то время 70% всего населения Монтсеррата составляли ирландские рабы.

С 1641 по 1652 год англичане убили более 500 000 ирландцев, а еще 300 000 были проданы в рабство. Население Ирландии сократилось примерно с 1 500 000 до 600 000 человек всего за одно десятилетие. Семьи распадались, поскольку британцы не разрешали ирландским отцам брать с собой жен и детей через Атлантику. Это привело к появлению беспомощных бездомных женщин и детей. Британским решением было продать и их с аукциона.

В 1740-х годах в Ирландии начался ужасный голод, впрочем голодные времена на покоренных землях повторялись периодически, ведь завоеватели разглабляли и вывозили все, обрекая коренное население на смерть. В результате голода уже в 19 веке погибло 1,5 млн. ирландцев и началась массовая эмиграция в США. Только в 1841—1851 годах население острова сократилось на 30%.

А еще когда были открыты золотые и серебряные прииске в Америке, местное туземное население было искорененено, порабощено и погребено заживо в рудниках. В Архиве Индий отражена информация что с 1503 по 1660 год из Америки в Испанию были вывезены 185 тысяч килограммов золота и 16 миллионов килограммов серебра. Завоевателям было нужно только золото, они расплавляли и переливали его в слитки. А что, так удобнее перевозить. За возможность жить на собственном континенте индейцы должны были платить испанцам килограммы золота в качестве налога. За правителя инков Атауальпы народ заплатил самый дорогой выкуп в человеческой истории — 41 тонна золота и 82 тонны серебра.

Атауальпа Фото Яндекс

Впрочем это не спасло Атауальпу, он был все равно убит. Если бы из богатств разграбленного рудника Потоси построили серебряный мост, он мог бы протянуться от Америки до Европы. Другой мост могли бы построить из трупов порабощенных индейцев, работавших на шахте: 8 миллионов человек умерли от непосильного труда. Как вы думаете, сколько составляла средняя продолжительность жизни индейца на шахте? Два месяца. Благо индейцев много, можно их не считать и заменять умирших новыми. Рудник Ору-Прету в Бразилии поглотил жизни миллионов африканцев и обеспечил становление европейского капитализма.

 Такие же шаги были сделаны по завоеванию и разграблению Ост-Индии. Индийский экономист Утса Патнаик подсчитала что Великобритания вывела из Индии в общей сложности порядка 45 триллионов долларов в период с 1765 по 1938 год На минуточку, эта сумма в 17 раз больше ВВП Великобритании сегодня.

Африка была превращена в заповедное поле охоты на чернокожих. С 17 века европейцы начали активно торговать живым товаром. Они вывозили африканцев в Америку и Европу, где те, чаще всего, становились рабами. Всего было вывезено более 17 миллионов человек. Собственные соплеменники продавали будущих рабов.  Покупатели рассматривали тело и зубы человека, проверяя, сможет ли он работать. Если все было в порядке,  он стоил примерно 100 галлонов рома, 100 фунтов пороха или же 18−20 долларов. Если зубов не хватало, то подешевле. Женщины до 25 лет, беременные или нет, стоили полную цену, а после 25 лет теряли четверть стоимости. В пути негры проводили несколько месяцев, причем на кораблях их размещали максимально эффективно, можете посмотреть на картинках, как именно. Разумеется никто не собирался хорошо кормить товар или устраивать им места для справления нужды. Так что прибывали к месту назначения далеко не все. Умирали от стесненных условий на корабле, от наказаний за непокорность, а иных просто выбрасывали за борт при приближении военных кораблей, чтобы не платить штраф, если везли их нелегально.

Герберт Аптекер в книге «История американского народа» показывает что на прибывшего за океан раба приходится 5-6 умерших при транспортировке. По прибытии на континент  рабов продавали гораздо дороже 25 долларов. В 1795 году они стоили около 300 долларов, к 1849 году — уже 900 долларов, а перед гражданской войной 1500−2000 долларов. Дети начинали работать на плантациях с 4 лет, собственно с этого возраста их продавали отдельно от родителей. Время работы составляло до 18−19 часов в сутки. На ночь их запирали и спускали собак.

Средняя продолжительность жизни негра-раба на плантациях составляла 10 лет, а в XIX веке — 7 лет. Если негр сбегал, то поймав ему отрезали уши. Без сопровождения белых им нельзя было передвигаться группами более чем в 7 человек. Если негр ходил один без отпускного удостоверения, белый мог дать ему 20 ударов плетью. При попытке защититься негр подлежал казни, а в Вирджинии за нахождение вне дома после 9 часов вечера их подвергали четвертованию.

Все эти чудовищные с моральной точки зрения вещи принесли Америке гигантские богатства. Эрик Уильямс в книге «Капитализм и рабство» показывает что именно вывоз живого товара из Африки и эксплуатация его на плантациях стали залогом промышленной революции и стремительного экономического развития.

Вот она —  утренняя заря капиталистической эры производства. Именно эти идиллические процессы были формой первоначального накопления капитала, это уже потом заговорили о свободе и демократии. Так строился капитализм, так создавались классы буржуазии и пролетариата. Уже Маркс в Капитале и Энгельс в Анти-дюринге высмеивали «общие естественные законы всякого хозяйства» и «теорию воздержания», согласно которой экономный хозяин много работал и мало тратил для того чтобы сколотить капитал. Никаких «общих законов» не существует, каждой общественно-экономической формации присущи свои законы. Так в основе капитализма лежит закон стоимости, согласно меновые пропорции между товарами определяются в конечном счёте общественно необходимым абстрактным трудом, затрачиваемым на их производство. Из закона стоимости вытекает закон прибавочной стоимости. Он объясняет что прибыль капиталиста возникает из разницы между стоимостью товара и стоимостью рабочей силы и средств производства, затраченных на его создание. При феодализме и рабовладении были совсем другие законы движения. Это принципиально важно для понимания мира в котором мы живем. Капитализм не существовал всегда, он рождался долго и мучительно в кровавых войнах и стенаниях будущих пролетариев. История, которую я сегодня рассказала показывает не только первые шаги классового деления, но и причины разного положения стран на карте мира сегодня.

Эта часть предворяет рассказ о том, как происходило первоначальное накопление капитала в нашей стране, как создавалась почва для капитализма после социализма. Подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение.