Что скрывается за изнанкой художественного мира? Как устроены доходы галерей? Почему картинных галерей достаточно мало? Какие есть сложности в работе арт-галерей? Сегодня в этих вопросах нам помогут разобраться эксперты.
Арт-рынок в современном виде существует не так давно и его устройство для большинства людей является загадкой. Совсем недавно галеристы, художники и коллекционеры начали показывать, как все устроено. Галерея выступает посредником между художниками и покупателями и играет ключевую роль.
Третьяковская галерея вовсе не галерея.
Она и многие другие места, которые первыми приходят на ум обычно являются музеями. Путаница в названиях произошла из архитектуры здания: галерея – помещение вроде коридора с окнами с одной из сторон, многие художественные музеи использовали эту форму залов и брали себе такое название. Аналогично, кстати, поступали и некоторые торговые площадки. А прежние названия сохранились, потому что заниматься ребрендингом после ста лет существования сложно и, по сути, бессмысленно. Тогда арт-рынка не было – картины не покупали, а заказывали напрямую у художников. Постепенно краски подешевели, искусство стало доступнее и появилась потребность в площадках, где можно посмотреть на разные работы и выбрать то, что нравится. Это и есть галерея в современном значение этого слова, ее цель обслуживание рынка.
«Старые галереи» получают деньги таким же образом, как и остальные музеи – поддержка от государства, муниципалитета, пожертвования частных лиц и даже коммерческих организаций. Главная цель музеев — это просвещение и сохранение истории, поэтому говорить, что они зарабатывают не совсем корректно. Деньги нужны для существования и каких-то великих целей. Бюджет тратят на проведение выставок, исследования, покупку в коллекцию новых произведений, реставрацию старых и прочее.
Даже музеям, находящимся на полном обеспечении попечителя, приходится выкручиваться. Когда денег мало, их будут искать на зарплаты, если денег много, то чуть-чуть не хватает на редкую картину. Билеты и сувениры — это далеко не первостепенный источник дохода музеев. Большим источником финансирования могут быть коммерческие услуги, вроде консультирования или коллабораций. Например, «Вкусвилл» использовал картины из ГМИИ им. А. С. Пушкина для оформления упаковки некоторых продуктов. Однако важно создать постоянный поток таких проектов, иначе стабильная финансовая модель невозможна.
Галерея в современном значении — это посредница между художником и покупателем, она находит перспективных авторов, продвигает и продает их работы. Основная цель у таких галерей – продажи, поэтому для них хороший автор – тот, который понравится коллекционерам. Если вы ни разу не были в такого типа галерее, то обратите внимание на Ovcharenko, ее основали еще в 1990 году и это самая долгоиграющая галерея, в которой начинали свою карьеру Олег Кулик и Сергей Братков.
Финансовая сторона вопроса частных галерей.
Основная часть доходов галереи должна приходить на комиссионные с продаж, и если галерея не справляется с маркетингом и продажами, то её существование теряет смысл. Именно поэтому во многие из них вход бесплатный, но бывают и исключения, например, чтобы попасть в Галерею Люмьер нужно заранее записаться на экскурсию. Если работы не продаются, галерист будет искать другие способы закрыть финансовую дыру. Как только в структуре доходов появляются странные источники заработка, это может быть признаком финансовых трудностей, и, возможно, галерея скоро закроется.
Тем не менее, если трудности не у одной галереи, а у рынка в целом, когда низкие продажи – временная ситуация, галерея может активизировать деятельность в других направлениях. Важно обращать внимание, чтобы дополнительные активности не мешали развитию авторов и не портили репутацию галереи. Есть и неочевидные источники дохода, которые используют и вне кризисов: если покупателя интересует что-то в другом ценовом сегменте – могут посоветовать автора из дружественной галереи и получить часть комиссионных.
В Москве около сотни коммерческих галерей, часть из них можно найти в Центре современного искусства Винзавод или Cube.Moscow. Каждая в среднем представляет около 20 художников, но трое из них приносят половину прибыли. С каждой продажи галерея берет комиссию, она чаще всего составляет 50% от цены, но может варьироваться в зависимости от репутации художника и галереи. Есть вероятность, что известного автора попробуют переманить низким процентом, а начинающему художнику предложит условия похуже.
Поделился своим опытом Валентин Фёдоров, арт-фотограф и автор телеграмм-канала «Фотоувеличение».
Подводные камни арт-мира
Картинных галерей в стране достаточно, просто о большинстве нам абсолютно неизвестно за счет недостаточно вложенных средств в маркетинг. Но и назвать картинные галереи частым явлением, особенно в регионах, совершенно невозможно.
1. Высокие затраты:
Содержание картинной галереи требует значительных инвестиций. Галереи должны оплачивать аренду пространства, страхование произведений искусства, расходы на экспозицию, зарплаты сотрудников, рекламу и маркетинг.
2. Конкуренция с онлайн-платформами:
С появлением онлайн-платформ для продажи искусства, таких как Artsy, Saatchi Art и Etsy, картинные галереи столкнулись с конкуренцией. Онлайн-платформы предлагают художникам возможность самостоятельно продавать свои произведения без агентских комиссий. Это создает вызовы для традиционных галерей, которые должны предложить что-то уникальное и добавить ценность для художников и коллекционеров.
3. Недостаточное понимание искусства:
Галеристы, не имеющие должного образования в области искусства, могут не обладать достаточными знаниями о художественных стилях, течениях, художниках и их работах. Это может привести к неправильной интерпретации произведений искусства, ошибочной оценке их ценности и недооценке потенциала художников.
4. Незнание рынка:
Они могут не уметь стратегически продвигать работы художников в медиа. Инфантильно относиться к должности куратора и подготовке выставочной площадки. Устанавливать несоответствующие цены на произведения искусства.
Галерея искусства — это бизнес. Здесь, как и в любом бизнесе, необходимо иметь соответствующее образование и опыт. Чтобы эффективно продвигать работы художников, обеспечивать качественное обслуживание покупателей и способствовать развитию индустрии искусства в целом.
Своими знаниями, относительно устройства арт-рынка поделилась Галерист, арт-дилер Лера Венера
«Судя по прошлогоднему отчету Art Basel & UBS об арт-рынке в мире, статистика каналов продаж галерей у почти наполовину (44%) состояла из покупок в самой галерее. Треть (29%) работ продали на ярмарках, 11% из которых – локальные. 23% продали онлайн: через сайт и сторонние маркетплейсы, а еще 4% – другое.
«Новые галереи» вынуждены балансировать между репутацией и стабильностью. Один источник дохода — это антоним устойчивости, но у многих получается расти в таких условиях. В этом даже можно найти плюсы, система отфильтровывает плохих управленцев – выживают действительно адаптивные и понимающие рынок галеристы. Но даже так мировая нестабильность влияет на всех и в ближайшие десятилетия структура будет меняться.»: резюмировал Валентин Фёдоров.