На старте бизнеса многие начинающие предприниматели думают:
«Возьму готовое красивое и всем знакомое слово и назову им свой бизнес. Или иностранное и красивое, буду самым оригинальным».
Но чтобы название юридически принадлежало вашему бизнесу, его нужно зарегистрировать как товарный знак.
Однако, есть проблема.
В Роспатенте уже зарегистрировано больше 1 000 000 товарных знаков. В самом популярном классе Международной классификации товаров и услуг – около 250 000 товарных знаков. И количество заявок на их регистрацию растёт как снежный ком.
Это означает, что самостоятельно придумать название, которое можно зарегистрировать в Роспатенте, становится всё сложнее.
Что делать?
Идти к неймерам.
Кто такой неймер и зачем он именно вам?
Профессиональный неймер разрабатывает названия и слоганы для компаний, проектов, товаров, которые нас окружают.
Задача неймера — в одном-двух словах донести до покупателей идею бренда или его ценности в условиях суровых ограничений:
- название должно помогать решать задачи бизнеса,
- нравиться заказчику,
- быть приятным для его клиентов,
- получить разрешение на регистрацию от суровых чиновников Роспатента.
Почему столько внимания к имени бренда?
Потому что первое впечатление — самое сильное, а знакомство с вашим бизнесом всегда начинается с названия. Вообще всегда, без исключений.
Названия звучат в аудио-рекламе, встречают нас на вывесках, подмигивают нам с бирочек на одежде, важничают на фирменных бланках или счетах на оплату. Мы слышим их от весёлых тик-токеров, радостно обсуждающих новую и такую клёвую кафешку, или читаем в адресах сайтов.
Всю остальную упаковку и сервис видим и оцениваем уже потом.
Насколько сильно вы осознаёте, что название может помочь бизнесу засиять ярче и стать заметнее для своих покупателей? Стать тем флагом, который гордо понесут адвокаты бренда.
Эффектное название решает сразу 6 важных задач бизнеса:
1. выделяет вас на фоне конкурентов,
2. привлекает внимание к бизнесу, проекту, продукту,
3. создаёт нужное впечатление,
4. легко произносится, независимо от языка,
5. остаётся в памяти надолго,
6. подходит для регистрации в качестве товарного знака.
Каким должно быть правильное название?
«Правильные» названия окружены мифами. Вот 5 самых известных:
1. Название должно быть коротким, а в идеале – состоять из одного слова.
Да, краткость – это хорошо, но совсем не обязательно.
В названии «Багамы для мамы» 3 слова, 6 слогов, 13 букв.
Довольно длинное название, которое делает довольными всех вокруг – и собственницу салона, и её клиенток.
2. Название должно отражать сферу деятельности.
Представляете мир, в котором всё называется «Строитель», «Колбасодел», «Хлебное место», «Кукольный дом» и т.д. В таких названиях нет ничего плохого, они хороши. Но их на всех не хватит. Мы же помним об уникальности в своей сфере?
Поэтому хорошо бы пойти другим путём: ассоциативные и эмоциональные названия.
Давайте разберём на примере охранных предприятий, которые любят ассоциации с опасными животными, поэтому так много ЧОП «Гризли», «Гюрза», «Аллигатор» и т.д. А вот Охранный холдинг «Эгрегор» не захотел стоять в ряду хищников, отстроился от конкурентов уже в названии и быстро стал узнаваемым.
3. Название должно хорошо склоняться
Желательно, но совсем не обязательно, если название содержит глагол или другую часть речи, а это в наше время встречается всё чаще.
4. Название должно быть креативным.
Далеко не всегда. Иногда в названии нужно донести мысль сразу чётко и по делу. Оптовая компания «Ценолидер» – и этим всё сказано.
5. Название должно быть понятным.
Тоже не всегда. Во-первых, почти все понятные уже разобрали. А во-вторых, интересные неологизмы и названия-загадки так и манят их разгадать. К тому же, если слово не знакомо, но наполнено смыслами, — это такой прекрасный повод пообщаться с клиентами и рассказать про то, что заложено в имени и в ценностях бренда.
Как видите, название может быть практически любым. И даже длинным, не по профилю, не склоняться, не креативным, непонятным.
Главное, чтобы оно помогало решать задачи бизнеса, чтобы нравилось вам и вашим клиентам, чтобы его можно было зарегистрировать как товарный знак.
Как же выбрать неймера, который даст нужный результат?
Давайте пройдем по шагам.
1. Изучите портфолио.
Если вам нравится примерно 50% названий, которые разработал конкретный специалист, то есть хороший шанс, что он справится и с вашим заказом. В идеале портфолио должно быть сделано в виде кейсов: какая была задача, какая целевая аудитория, описание смыслов, которые были заложены в название.
Прежде, чем заказать нейминг, обязательно пообщайтесь со специалистом.
2. Узнайте, что входит в услугу.
Например, вот что можно уточнить:
- Заключает ли договор.
- Каким образом брифует: отправляет документ для самостоятельного заполнения или проводит встречу с клиентом.
- Помогает ли подобрать классы, в которых планируется регистрировать название.
- Подбирает ли доменные имена.
- Как сдаёт работу: просто списком или делает презентацию с описанием каждого варианта.
3. Уточните, насколько тщательно проверяет и отбирает названия и сотрудничает ли с патентным поверенным.
Знаю, что есть коллеги, которые сначала презентуют варианты, и только потом проверяют те, которые понравились клиенту. Но при таком подходе есть риск, что выбранные названия нельзя будет зарегистрировать.
Поэтому, чтобы избежать разочарования, лучше обращаться к специалисту, который сразу предлагает только те названия, которые проверены в базах Роспатента.
4. Посмотрите, какие гарантии даёт.
Профессиональный неймер никогда не даст невыполнимых обещаний. Например, что название точно будет продающим или что его обязательно зарегистрируют в Роспатенте. Потому что обещать то, что зависит и от других людей – это неправильно.
Профессиональный неймер может дать гарантию, что название будет патентопригодным – с хорошими шансами на регистрацию. Или что оно может понравится целевой аудитории.
Если вы изучили портфолио, пообщались с неймером и вас всё устроило, заключайте договор. И пусть ещё одним успешным брендом станет больше.