В условиях быстрого роста микрофинансового бизнеса компании сталкиваются с необходимостью привлекать дополнительные средства для выдачи займов клиентам. Существуют различные способы привлечения средств, каждый из которых имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Рассмотреть четыре основных метода: прямые договоры займа, выпуск облигаций, проведение IPO и выпуск цифровых финансовых активов (ЦФА), нам поможет Антон Соловьёв, Генеральный Директор CASHMOTOR (МФК «КЭШМОТОР»)
1. Прямые договоры займа.
Прямые договоры займа представляют собой соглашение между компанией и инвестором, по которому инвестор предоставляет компании деньги в долг на определенный срок и под определенный процент. По закону привлекать инвестиции по договорам займа имеют право только МФК , но не МКК (микрокредитные компании), и сумма займа должна составлять не менее 1,5 млн рублей.
Преимуществом прямых договоров займа являются:
— Сравнительно низкие транзакционные издержки
— Гибкость условий договора (срок, размер процентной ставки и т.д.)
— Отсутствие публичного раскрытия информации
Ставки по прямым договорам займа для инвесторов на текущий день составляют от 15% до 23% годовых. Но нужно учитывать, что в отличие от банковских вкладов, инвестиции в МФО не страхуются АСВ.
2. Выпуск облигаций
Облигации представляют собой долговые обязательства компании, которые выпускаются в обращение для привлечения средств у инвесторов. Облигации имеют определенный срок погашения и купонный доход, который выплачивается держателям на регулярной основе.
Преимуществами выпуска облигаций являются:
— Возможность привлечения значительных объемов средств
— Фиксированные процентные выплаты инвесторам
— Увеличение инвестиционной привлекательности компании
Преимуществом для инвесторов и компаний является так же отсутствие порога в 1,5 млн рублей, что делает данный инструмент более массовым. Но к покупке облигаций микрофинансовых компаний допускают только квалифицированных инвесторов. Ставки достигают 16-21%.
3. Проведение IPO
Проведение IPO (первичное публичное размещение) предполагает размещение акций компании на бирже и продажу их инвесторам. Акции дают право на получение дивидендов и участия в управлении компанией.
Преимуществами проведения IPO являются:
— Возможность привлечения большого объема средств
— Повышение рыночной стоимости и узнаваемости компании
— Диверсификация источников финансирования
4. Выпуск ЦФА
Цифровые финансовые активы (ЦФА) представляют собой уникальные цифровые записи прав на ценные бумаги, которые хранятся и обращаются на распределенном реестре. Это достаточно новый инструмент привлечения денежных средств.
Преимуществами выпуска ЦФА являются:
— Снижение транзакционных издержек
— Повышение прозрачности и надежности расчетов
— Возможность создания новых видов финансовых инструментов
— Гибкость условий размещения (срок, размер процентной ставки и т.д.)
Выпустить ЦФА проще, чем выйти на IPO или выпустить облигации. Сам продукт достаточно новый еще в нашей стране, но многие эксперты уже прогнозируют рост его популярности благодаря относительной простоте и прозрачности для инвесторов.
Для привлечения значительных объемов средств и диверсификации источников финансирования микрофинансовые компании обычно используют комбинацию различных способов. Например, одновременное размещение прямых договоров займа и выпуск облигаций.
А чтобы вероятность финансирования была выше — в компании должна быть качественная финансовая модель. Об этом подробнее в статье Финансовая модель бизнеса: кейсы с нюансами составления — HLB | Реализуйтесь на высочайшем уровне развития! (hlb-magazine.ru)