Вы получили заветное приглашение или ответ от организаторов, у вас есть дата, тайминг вашего выступления и возможно даже утвержденная тема. Когда и как стоит начинать подготовку к столь важному событию?
Дорогой читатель, эта статья станет хорошим помощником к подготовке к вашему будущему выступлению. Если же приглашение выступить на конференции еще вам не пришло, рекомендую сохранить статью в заметки. Она будет полезна не только спикерам, но и тем, кому по роду своей профессии приходится презентовать свои идеи и проекты.
Как стать тем, кого внимательно слушают?
Спикерство — один из ключевых инструментов PR-продвижения и привлечения клиентов в 2024 году. Каждый хочет выступать, но при этом не все готовятся серьезно к своим выступлениям. Сейчас на рынке появилось большое количество слабых спикеров, которых видно по таким признакам:
- Страх аудитории и желание спрятаться за своими слайдами, читая их или свои заметки
- Есть тема выступления, но в то же время нет четкой структуры и логики повествования
- Отсутствие подготовки. Слайды готовятся в последний момент, попытка импровизации на сцене и та самая иллюзия «Я справлюсь самостоятельно».
Если вдруг узнали себя, не переживайте! Освоить мастерство публичных выступлений — реально, как и почувствовать уверенность на сцене, научиться выстроить контакт с аудиторией, создать емкое, четкое, структурное выступление, чтобы донести главные ключевые мысли до слушателей и произвести WOW-эффект. Как это сделать — как раз расскажу в этой статье дальше.
О важности предварительной подготовки
Публичное выступление — это своего рода перформанс, значит к нему нужно готовиться заранее. Хорошую подготовку спикера видно, от таких выступлений получаешь удовольствие, ими хочется делиться и разбирать на цитаты.
Когда с моими клиентами мы начинаем подготовку к серьезным выступлениям, прежде чем приступать к проработке слайдов презентации, я прошу ответить на подготовительные вопросы, чтобы понять, из чего в дальнейшем будет складываться структура выступления. Рекомендую и вам пройтись по каждому из них.
Список вопросов, которые помогут подготовиться к выступлению
В самом начале подготовки ответьте на четыре ключевых вопроса:
- Что я хочу, чтобы аудитория поняла во время выступления?
- Что я хочу, чтобы аудитория осознала?
- Что я хочу, чтобы аудитория сделала?
- Что будет полезного в моем выступлении для аудитории?
Я рекомендую поставить себя на место аудитории и ответить на вопрос: «Что здесь есть полезного для меня?» Только после этого вы сможете наполнять и составлять сценарий выступления и слайды.
Дальше важно уточнить:
- Какая цель выступления спикера на конференции? Это может быть получить новых клиентов, донести важность своей темы, показать экспертность и тд.
- Как будет оцениваться результат после выступления? Например, это может быть следующее: к вам будут обращаться люди, после выступления и вы будете видеть по публике, что им понравилось и сможете это выступление тиражировать в дальнейшем, получать заявки на работу с вами и интерес потенциальных клиентов и т.д..
Эта предварительная подготовка поможет расставить важные акценты и дальше проработать структуру. Приведу вариант, как может выглядеть 15-минутную речь в стиле TED.
Пять этапов яркого выступления
Когда вы пройдетесь по каждому из них, сможете отлично подготовиться к встрече со слушателями.
Этап 1. Вступление. Рекомендуемый тайминг ~ 2 минуты
Цель этапа — установление контакта с аудиторией, самопрезентация спикера с целью вызвать доверие и расположить аудиторию к себе, подчеркнуть актуальность темы.
Этап 2. Погружение в контекст темы выступления. Рекомендуемый тайминг ~ 2 минуты
Вовлечь аудиторию, ответить на вопрос почему это выступления важно для аудитории и почему следующие 10-15 минут нужно слушать спикера. На этом этапе приветствуется использование метафор, цитат, статистики, юмора.
Этап 3. Донесение основной концепции и идеи спикера, его отношение к теме выступления. Рекомендуемый тайминг ~ 6 минут
Донесение до аудитории ключевой идеи. На этом этапе приветствуется использование примеров/ кейсов из практики на заданную тему, усиливающих ключевую мысль спикера.
Этап 4. Практическое применение для аудитории. Рекомендуемый тайминг ~ 3 минуты.
Приветствуются на этом этапе чек-листы, памятки, всё то, что аудитория может взять с собой, прописание следующих шагов и рекомендаций.
Этап 5. Заключение и подведение итогов. Рекомендуемый тайминг ~ 2 минуты.
Резюмируя главные тезисы выступления, подведите итоги, вдохновите слушателей совершить желаемое действие.
После того, как вы для себя расписали примерный сценарий своего выступления по этапам, можно приступать к формированию опорных слайдов презентации. На практике с клиентами, на подготовку к 15-20-минутному выступлению требуется 3 встречи длительностью 2 часа. Расскажу подробнее, как обычно это делаем мы:
- первая — на составление структуры презентации по алгоритму выше;
- вторая — «черновой» прогон выступления с первыми слайдами;
- третья встреча полностью посвящена финальным репетициям выступления: тому, как будет двигаться спикер на сцене, как будет переключать слайды, какие акценты будет делать в речи и т.д.. Прорабатываем до мельчайших подробностей, чтобы потом на практике достичь того максимального эффекта от выступления.
Таким образом вы еще до встречи со слушателями:
- Ставите конкретную цель.
- Описываете желаемый результат.
- Прорабатываете структуру выступления.
- Понимаете, какие слайды понадобятся и какие акценты в них должны быть поставлены.
- Заранее проговариваете свою речь вместе с переключением между слайдами.
- Продумываете жесты, интонацию и все важные подробности.
Я искренне желаю вам подготовиться к вашему лучшему выступлению, ведь теперь в ваших руках есть алгоритм подготовки. Желаю получить удовольствие от вашего выступления, стоять под светом софитов, почувствовать благодарность аудитории и получить овации за ваше выступление!