Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Горькая правда о предпринимательстве: обратная сторона успешного успеха

Автор:

Поделиться материалом:

Рассказывает Владмира Симуран, психолог-психотерапевт, бизнес и бренд-стратег, Основатель и генеральный директор компаний Simuran Consulting.

Во время интервью Ицхак Адизес спросил у предпринимателя:

— У вас были ошибки?

— Да, конечно, — ответил тот — Их было много.

— Можете о них рассказать? — уточнил Адизес.

— Нет, не могу. Я их не помню, — отмахнулся предприниматель и быстро начал говорить об очередном успехе.

Этот короткий диалог подтверждает: у нас не принято говорить об ошибках. Об этом молчат, как о чем-то постыдном. Лучше сделать вид, что обо всем забыли или этого вообще не было. Но как тогда учиться и делать выводы? Как расти и развиваться, когда нет вводной информации, что не получилось сделать? Как разрабатывать стратегию, когда видишь только половину реальности?

Из-за этого возникает проблема: так много людей ломятся в бизнес, думая, что здесь они будут сразу зарабатывать миллионы. В итоге так много разочарованных людей, которые чувствуют себя выгоревшими и сломленными.

Баланс между победами и провалами должен быть — таковы правила реальности. Так много сказано о победах, что в этой статье я суммировала свой 15-летний опыт, включая личную работу с предпринимателями и кейсы Simuran Consulting.

Журнал ME TIME — место, где говорят правду. Пришло время заглянуть в закулисье предпринимательства, о котором принято молчать.

Разочарование после попыток влезть в трендовую нишу ради денег

Представьте ситуацию: молодой парень решил уйти из найма и «замутить» свое дело. Он видит рекламу курса по выходу на маркетплейс и горячее обещание миллионов, свободы и крутой жизни. Покупает, проходит, начинает внедрять.

Наш герой покупает 500 пар мужских носков перед 23 февраля, в надежде, что они разлетятся за неделю. В итоге остается с паком остатков потому, что другие предприниматели заранее подумали и выбрали более интересные товары.

Подвох в том, что этот же курс пройдут еще 10, 50, даже 1000 человек, ведь продажа чужих товаров на маркетплейсах позиционируется как трендовая ниша.

В итоге ни денег, ни славы потому, что наш герой не разобрался, какой продукт выбрать, какие есть подводные камни в этом формате работы, какие могут быть риски. Ему сказали, что это тренд, и он просто пошел. Так шаблоны приводят к безденежью, выгоранию и отчаянию, о чем поговорим дальше.

Похожая история с кофейнями. Девушка смотрит и видит: многие ходят со стаканчиками на работу и домой. Значит это тренд и на этом надо зарабатывать! Она открывает кофейню, ждет толпу людей, но что в итоге? Заведение закрывается буквально через месяц, потому что наша героиня не учла низкую проходимость именно в этой локации, расходы на зерновой кофе, стаканчики, аренду, рекламу.

Что делать: посмотрите тренды и соедините со своими личными ценностями и преимуществами. Какой вы человек? Что вам нравится делать? В чем у вас уже есть успешный опыт? А что вам не нравится? Например, нет смысла идти в коучи или психологи, если вы ненавидите общаться с людьми. Эти профессии всегда будут востребованы, а значит — в тренде, но интровертность на грани мизантропства помешают строить свое дело в этой нише.

Бесконечная борьба с выгоранием и отчаянием

Иногда ко мне приходят клиенты, которые говорят: «Мне сказали, что, когда я открою бизнес, то буду работать всего 3 часа в неделю».

Хорошая новость: однажды так и будет, что подтвердят наши клиенты, которым мы в течение 6 месяцев выстроили все необходимые процессы.

Плохая новость: это будет не сразу и для этого надо поработать 24/7/365. Из-за этого может случиться сильное выгорание, потому что предприниматель первое время буквально работает на свое дело. Именно он тушит пожары, нанимает и увольняет, выстраивает процессы. На нем огромное количество задач, которым иногда не видно конца и края. Из-за этого часто случается выгорание: предприниматель просто не знает, когда же наступит конец всем проблемам. Он ощущает то, что называется синдромом беспомощности: утром он встает с постели и понимает, что сегодня снова будет день с проблемами, завтра будет такой же и в ближайшее плюс-минус бесконечность ничего не изменится.

Что делать: обязательно прописывайте бизнес-план — вы должны понимать, какие у вас есть опорные точки. Например, вы хотели +18% роста прибыли. Пока вы не пропишите эту цель и не начнете отслеживать результаты, вы так и не поймете, чего достигли. Возможно, уже сейчас у вас +17%, когда большинство ушли в минус. Это тоже отличный результат!

Кстати, когда вы в последний раз себя хвалили? Когда отмечали победу или достижение, пусть даже небольшие? Предприниматель часто может оказаться в выгорании, потому что обесценивает свои достижения. Если их не замечать — очень легко уйти вниз.

Ужас после столкновения с клиентским абьюзом

Как-то я обедала в ресторане и за соседним столиком посетитель заведения сделал хороший заказ: ему принесли 7 разных блюд. Он быстро их умял и подозвал официанта. Следующие слова повергли в шок всех, кто находился рядом. Он сказал: «Отвратительно приготовлено. Обещание ресторана не соответствует реальности. Я не буду за это платить. А если попробуете меня заставить, я прямо сейчас запущу прямой эфир и ваша репутация будет уничтожена, ведь у меня 10 000 подписчиков».

Сегодня это наша реальность: предприниматель абсолютно не защищен и становится жертвой клиентского абьюза. Я лично и наши клиенты сталкиваются с тем, что юристы разводят руками, а судья чаще становится на сторону потребителей.

Позиция «клиент всегда прав» настолько обострена, что доходит до абсурда. Например, после смерти мамы мне досталась ее сеть магазинов одежды, в которой, в том числе, продавалось нижнее белье. Это сейчас по закону такой тип товара не подлежит обмену или возврату. Когда я работала, было по-другому. Представьте мой шок, когда приходили клиентки с явно поношенным, пропахшим потом нижним бельем со словами «Вы знаете, мне не подошло, верните деньги».

Что делать: прокачивать мышление собственника. У предпринимателя должен быть внутренний стержень, благодаря которому он может сказать твердое «нет». Даже, если это может повлечь за собой судебные иски. Когда у вас проработана стратегия продвижения и выстроена репутация, один отзыв их не подорвет. Ваша лояльная аудитория нивелирует этот негатив. Также проверяйте все документы и уверенно стойте на сформулированных условиях работы.

Недовольство после потери колоссальных денег при покупке некачественных курсов и лженаставников

К сожалению, в инфобизнесе образовался пласт так называемых серийных предпринимателей, которые учат других, как строить бизнес. Их путь выглядит так: работал в найме — достал начальник — открыл свое дело на собственные деньги — прогорел — закрылся. Но статус предпринимателя себе присваивает, ведь у него же есть самокейс! Этого опыта мало, поэтому он берет деньги у друзей, открывает второй проект, сливает его. Но ведь это уже второй бизнес, так что он смело называет себя серийным предпринимателем.

Инвестировать в свои знания и навыки — это хорошо и правильно. При условии, что у вас есть время и вы получите желаемый результат.

Что делать: лучше всего делегировать основные задачи, а не пытаться с помощью самообучения погасить все пожары. Если учиться, то только у тех, кто реально чего-то добился и может это подтвердить.

Финальные слова поддержки

Сейчас напишу то, что многих повергнет в шок: быть хорошим вторым бывает намного лучше, чем плохим первым. В найме тоже много возможностей. Вы видели зарплаты топ-директоров? В некоторых компаниях они достигают миллионов рублей!

Если сейчас вам тяжело, знайте: можно по-другому. Чтобы вырваться из этого замкнутого круга, задайте себе вопрос: какая ваша текущая цель? Действуйте, исходя из честного ответа.