Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Ценностные ориентиры – как не потерять себя и найти пользу для бизнеса?

Автор:

Поделиться материалом:

 Жаря крысу в подворотнях Петербурга, княгиня Уварова поняла, что не так уже ей важен «Эстетический гедонизм». Этот бородатый анекдот – прекрасная иллюстрация того, что может повлиять на изменение ваших внутренних ценностей. Обо всем по порядку расскажет автор статьи:

Елена Алончикова – генеральный директор самой крупной технологической конференции TechWeek, проректор университета Синергия, возглавляет спикерское агентство Synergy Speaker Agency.

Ценности – это самый глубокий внутренний движок вашей психики, через призму ценностей вы выбираете профессию, ставите цели. Именно ценности объединяют людей и становятся причинной самых серьезных конфликтов. По Шварцу есть 10 базовых ценностей: власть-богатство, достижения, традиции, независимость, универсализм, благожелательность, конформность, безопасность, гедонизм, риск-новизна. У каждого они могут уточняться: например, для кого-то важна именно финансовая независимость или профессиональные достижения. Человеком движет в основном одна терминальная ценность и, возможно, еще одна-две в комплекте.

Терминальные ценности сотрудников влияют на работоспособность команды, смыслы и результаты, которые они транслируют через продукт – и на всю корпоративную культуру в целом!

Есть несколько упражнений, чтобы разобраться в теме глубже.

Например:

 Выпишите свой самый близкий круг людей, не считая кровных родственников, посмотрите, какая ценность, на ваш взгляд, есть у каждого из них? Скорее всего, ваша терминальная ценность вас и объединила, и в них она тоже присутствует. Если это упражнение не помогло, есть еще более точный инструмент.

Выпишите, свои самые счастливые моменты жизни, пропишите пять! Что их объединяет? Это могут быть совершенно разные события, но наверняка у них есть что-то общее – скорее всего это и будет проявление вашей терминальной ценности.

Например, у человека с превалирующей ценностью «риск-новизна» в списке моментов будет: запуск нового бизнеса, путешествие в Африку, большой выигрыш в Казино. А у того, кому важны «достижения» – золотая медаль, должность СЕО к 28, выучить иностранный язык за пол года.

Зачем нам это надо?

1. Понимать, что нами движет, где прикручен самый большой движок;

2. Собирать команду с учетом своих ценностей, чтобы команда стала единомышленниками;

3. Расширить свои ценности на команду и создать общий ценностный объединяющий контекст;

4. Понять причины многих противоречий с людьми и событиями, потому что в глубине всегда либо ценность задета, либо находиться в противоречие.

А как было сказано в самом начале, сдвинуть терминальную ценность может только социальный радикал. Это история про то, что формат жизни резко и кардинально меняется, приводя к переоценке ценностей.

Приведу пару примеров из жизни.

Недавно узнала историю русского Робинзона – Сергея Лисицына. Юноша из дворянской семьи, служил во флоте… казалось бы, идеальный портрет? А теперь добавьте сюда буйный нрав и тягу к яркой жизни – и вот уже капитан корабля высаживает юношу где-то на берегах Охотского моря, оставляет ему оружие и еду, и выражает надежду, что при следующей встрече тот не будет на него в обиде.

Наш «Робинзон» не теряет надежды: строит себе дом, а потом и вовсе находит двух спутников, потерпевших кораблекрушение. Вместе они налаживают вполне сносный быт и даже отбиваются от набегов туземцев.

Это история со счастливым концом – через год команда спаслась, а молодой бунтарь разыскал капитана и поблагодарил его за урок. Конечно, пример радикальный – но именно в такие моменты мы действительно можем рассчитывать, что наши ценностные ориентиры изменятся.

Пример второй: когда люди проходят через серьезные болезни, как было у меня с онкологическим отделением Боткинской больницы, им кажется, что их внутренний мир полностью изменился. Почему? Человек «освобождается» от прошлого контекста: друзья, работа, быт, – все меняется. Поэтому многие после выздоровления думают, что их жизнь будет совершенно иной, с новыми смыслами и ценностями. 

Вот только если вам повезет, вы вернетесь в прежнюю среду. А значит и ценности вернутся на базовый уровень – такая вот адаптация.

Так что дальше выбирать вам: возвращаться к старому «я» или держаться за новые смыслы.

Какой в этом смысл для корпоративной среды?

Мы провели аналогичное исследование внутри команды Tech Week – ключевой терминальной ценностью сотрудников оказался профессионализм. Кстати, это может быть и плюсом, и минусом: например, сотрудники могут часами заниматься улучшением презентаций и тратить на это колоссальное количество ресурса. Минус? Но это имеет большую ценность для наших клиентов. Плюс.

Вторая ценность команды – клиентоориентированность. В начале я уже говорила о том, что ваши ценности могут со временем укрупняться. Так, клиентоориентированность – это укрупненное проявление универсализма, когда вам важно создать комфортные условия для других людей в рамках совей профессиональной деятельности.

Таким образом, правильный корпоративный контекст создается на стыке понимания ключевых приоритетов сотрудников, ценностей команды и трансляции этих принципов через продукт.

Сейчас эта тема становится все более актуальной, поскольку возникает 2 значимые проблемы:

1.      Большинство команд хочет работать удаленно, поэтому важно формировать общий контекстный круг так, чтобы не свести коммуникацию к банальной проверке ОС по задачам в Asana. Как мы решили эту проблему в удаленной команде Tech Week? Сформировали команду из людей с совпадающими ценностями, чтобы выстроить эффективное коммуникационное поле.

2.      На рынке труда становится все больше зумеров, которые не готовы к бессмысленному труду. Важно рассказывать таким сотрудникам о смыслах и ценностях компании, поскольку это мотивирует и помогает достигать целей.

И это является значимым объединяющим фактором и движком для любой команды.