Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Что выбрать: оферту или договор?

«Оферта и договор, по своей сущности и содержанию, на 95% схожи. Оба документа нацелены на урегулирование правоотношений сторон. Имеются лишь незначительные различия в формулировках документа и в процедуре подписания. Выбирая ту или иную форму, исполнителю/подрядчику нужно исходить из потребностей»: сообщила Татьяна Чумикова, юрист в сфере IT, медицины, договорного права, гражданского и арбитражного процессов.

Более подробно разберемся в чем же разница между договором и офертой и что когда применять.

Для начала стоит определить, что представляет собой договор, а что такое оферта.

В тонкостях различий нам поможет разобраться Кристина Янковская, ведущий юрист АО «Интернет-Проекты»

Оферта (лат. offero — предлагаю) – это предложение о заключении договора (п. 1 ст. 435 ГК РФ). Когда оферту акцептуют (т. е. лицо, которому она была адресована, принимает оферту), считается, что договор заключен. Если упростить, то оферта + акцепт = договор.

Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ).

Таким образом оферта предшествует заключению договора. Договор же это уже заключенное соглашение.

На реальных примерах:

«Вы продаете одни и те же услуги на одних и тех же условиях по одной и той же цене. К примеру, прокат платьев: платье А стоит 1 000 рублей в день, платье Б — 2 000 рублей в день. При этом условия у Вас одинаковые — самовывоз с конкретного адреса. Или услуги фотографа: 1 час съемки — 5 000 рублей в конкретной фотостудии, вне зависимости от дня, времени, при условии передачи только готовых фотографий без исходных файлов. Или Вы ведете кондитерские курсы — по одинаковой цене предоставляете доступ к курсу в режиме онлайн. Скажем, Вы работаете только на таких условиях, с постоянным потоком клиентов. Удобнее в таких случаях составить оферту, которая размещается на сайте или направляется клиенту перед оплатой/заказом. Клиент, ознакомившись с условиями, решает, согласен ли он с такими условиями. Также предполагается, что оферта не меняется. Текст оферты принимается руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, самозанятым гражданином, с указанием даты редакции, публикуется / направляется.»: привела примеры Татьяна Чумикова.

С преимуществами, которые дает договор и оферта нас ознакомит Кристина Янковская.

Преимущества оферты:

  • Акцепт может быть только полным и безоговорочным, это значит, что лицо, которое принимает условия оферты – принимает их целиком, без внесения каких-либо предложений.

Таким образом оферта помогает сэкономить время на урегулировании спорных моментов, которые возникают обычно до заключения договора: потенциальный клиент/заказчик сразу соглашается на все условия;

  • Сокращается документооборот – не нужно ждать получение подписанного договора от клиента/заказчика.

Удобные способы для реализации оферты:

  • Разместить на сайте;
  • Выставлять счет-оферту.

Что стоит прописать в оферте:

  • Информацию о продавце/исполнителе;
  • термины и определения (зависит от специфики вашего бизнеса);
  • существенные условия сделки (для каждого типа договора такие условия могут быть разными, например для услуг – это перечень услуг, сроки их оказания и пр.)
  • что будет являться акцептом (например: полная или частичная предоплата);
  • цену (для сайта по продаже товаров можно вставить в оферту ссылку на раздел сайта с каталогом, где указаны цены);
  • способы оплаты;
  • способы доставки;
  • сроки возврата товара;
  • порядок расторжения договора;
  • ответственность за нарушение авторских прав (подходит для оферт различных курсов).

Преимущества договора:

  • Если вы на стороне покупателя/клиента, то вам может быть не всегда выгодно принимать условия, отраженные в оферте, а согласование условий через протокол разногласий поможет вам сделать договор наиболее комфортным. Когда стоит применять в своем бизнесе оферту, а когда договор?
  • Если у Вас есть свой сайт, который помогает реализовать товары или некоторые виды услуг (например сервис рассылки информационных сообщений, разного рода курсы, вы являетесь психологом), то удобнее всего разместить оферту со всеми необходимыми условиями на сайте.
  • Если вы работаете в сегменте b2b, то далеко не все потенциальные клиенты готовы будут безусловно принять условия оферты, особенно это касается крупных компаний, у которых налажены определенным образом бизнес-процессы. В таком случае лучше пойти на уступки и рассмотреть возможность согласование условий договора.

    «Договор предполагает, как правило, возможность варьировать условия. Например, Вы занимаетесь выполнением ремонтных работ, цена зависит от состава работ, площади помещения, удаленности от Вашего места нахождения, материалов и множества иных факторов. В таком случае предпочтительнее заключать в каждом конкретном случае договор, который заполняется под каждого клиента и условия, о которых Вы договорились. Безусловно, в юридической практике чаще мы сталкиваемся с договорами. Это связано и с «индивидуальным подходом», и с недоверием многих граждан к «опубликованной где-то оферте» — граждане предпочитают иметь на руках свой экземпляр договора, подписанный обеими сторонами.»: дополнила Татьяна Чумикова.

Чтобы снизить риск появления проблем, связанных с юридическими тонкостями, рекомендуем обратиться к грамотному юристу.

А ещё, советуем прочесть статью о том, как боты генерируют интернет-трафик. Вытеснили ли они человека и чем это нам грозит?

Хотите стать публикуемым экспертом и со временем получить известность на всю нишу?

Благодаря опубликованным статьям:

◽️ Прокачаете личный бренд

◽️ Покажете аудитории, что вас публикуют в СМИ

◽️ Повысите лояльность аудитории, имея статус автора

◽️ Как следствие, быстрее прогреете к себе или к продукту

◽️ Это увеличит авторитет, уважение и поток клиентов к вам

Заполните анкету и узнайте все подробности!