Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Что делать если ваш товарный знак украли?

Как не стать жертвой тех, кто покусился на использование вашего товарного знака? А вы точно уверены что товарный знак ваш? Какие есть тонкости в регистрации прав на свой знак и за что может прилететь иск? В этих важных вопросах нам поможет разобраться Ускова Светлана Борисовна, патентный поверенный, генеральный директор ООО «ЮК «Усков и Партнеры».

Светлана поделилась с нами следующей информацией:

Мы нередко получаем письма и звонки с вопросом «У нас украли товарный знак! Что делать?!». И чаще всего выясняется, что никакого товарного знака не было, а была иллюзия владения неким брендом.

А он точно у вас есть?

Товарный знак – это зарегистрированный Роспатентом объект (изображение, слово, комбинации элементов и иные идентификаторы). На товарный знак выдается свидетельство, которое действует в отношении товаров и услуг, указанных в документе, а также для однородных товаров и услуг.

Украсть зарегистрированный товарный знак, теоретически можно, мы за 25 лет работы сталкивались с таким делом, но это не типовая ситуация, а мошенническая схема. Также иногда вопрос «украли товарный знак» звучит в связи с корпоративным конфликтом, когда один из его участников оказался предусмотрительнее других. Но чаще всего, осознание того, что обозначение, которое пользователь считал своим, на самом деле ему не принадлежит, может появиться в разных ситуациях, которые встречаются значительно чаще.

Варианты решения проблемы.

Один из вариантов – решение подать заявку на регистрацию используемого обозначения и провести предварительный поиск, в результате которого станет известно о том, что обозначение уже зарегистрировано кем-то другим. Это относительно хорошая ситуация, так как есть время для принятия решения о дальнейших действиях. В качестве возможных вариантов в таком случае- замена названия (логотипа), заключение договора об отчуждении исключительного права на товарный знак, подача своей заявки и оспаривание ранее зарегистрированного товарного знака.

Менее приятная ситуация — подача заявки без проведения поисков и выявление препятствий в связи с получением из Роспатента уведомления о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства.

 В этом случае действия будут аналогичными, но время ограничено шестью месяцами для предоставления ответа в ФИПС.

Самый неприятный сценарий – получение претензии или искового заявления о нарушении исключительного права на товарный знак, который вы считали своим. И в этом случае речь идет о больших финансовых затратах, которые зависят от требований. Чаще всего это компенсация (ст. 1515 Гражданского кодекса) или предложение заключить лицензионный договор.

Выплата компенсации не означает разрешение на дальнейшее использование. Это плата за нарушение в прошлом. Возможны и иные негативные последствия, даже возбуждение уголовного дела.

Когда может быть оспорена регистрация товарного знака?

Например, товарный знак №859262 был оспорен в связи с тем, что он был зарегистрирован после возникновения прав на фирменное наименование. Регистрация может быть оспорена в связи с введением потребителей в заблуждение, признанием регистрации недобросовестной конкуренцией, нарушением исключительного авторского права. И это не полный список оснований.

При получении претензии надо анализировать, какие активы есть у пользователя. Это может быть фирменное наименование или коммерческое обозначение и что из этого мы можем использовать против «атакующего» товарного знака.

На сайте Федерального института промышленной собственности в разделе «Палата по патентным спорам» можно найти решения, которые указывает на то, что предоставление охраны товарному знаку признано недействительным или прекращено. Следует оценить деятельность правообладателя, предъявившего претензию. Возможно, он не ведет деятельность или эта деятельность существенно отличается о того, чем занимается пользователь. В этом случае можно пробовать аннулировать товарный знак в связи с неиспользованием, если прошло три года и более с даты регистрации.

Инструменты для оспаривания товарных знаков есть, но надо быть готовым к «боевым» действиям для защиты своих интересов. А лучше всего, постараться не попадать в такие ситуации и регистрировать товарные знаки своевременно. Это превентивные действия против возможных претензий. Регистрация товарного знака дает исключительное право на его использование. Правообладатель может запрещать использование тождественного или сходного обозначения или разрешить такое использование по договору. Кроме этого, товарный знак позволяет согласовывать вывески и рекламу на иностранном языке. Наличие свидетельства обезопасит правообладателя от продвижения обозначения, принадлежащего другому лицу, а также от описанных выше ситуаций.

Как зарегистрировать товарный знак?

Подать заявку на регистрацию товарного знака можно самостоятельно или воспользоваться услугами специалиста. Патентный поверенный может оценить охраноспособность обозначения, провести поиски, проанализировать вероятность регистрации и корректно оформить заявку и подготовит ответ на уведомление, если по заявке будут какие-то препятствия.

 Если заявитель принимает решение о самостоятельном оформлении, в первую очередь ему надо изучить ст 1483 Гражданского кодекса и нормативные акты, которые можно найти в разделе документы на сайте www.fips.ru

Есть много подводных камней, связанных с оценкой однородности товаров (услуг) и сходства обозначений. Часто допускаются ошибки технического порядка при подготовке перечня и формирования заявки. Иногда заявители пропускают сроки ответов на запросы или уведомления. Часто экономия на услугах специалиста приводит к дополнительным расходам. Но если есть время и желание на получение новых знаний, то можно справиться с регистрацией своими силами.

Хотите стать публикуемым экспертом и со временем получить известность на всю нишу?

Благодаря опубликованным статьям:

◽️ Прокачаете личный бренд

◽️ Покажете аудитории, что вас публикуют в СМИ

◽️ Повысите лояльность аудитории, имея статус автора

◽️ Как следствие, быстрее прогреете к себе или к продукту

◽️ Это увеличит авторитет, уважение и поток клиентов к вам

Заполните анкету и узнайте все подробности!