Автор статьи Владмира Симуран:
- Психолог-психотерапевт, бизнес и бренд-стратег
- Основатель компаний Simuran Consulting
- Собственник журнала High Life and Business
- Член международной ассоциации экспертов при МИД России
- Автор книги Хозяин Жизни
- Эксперт федеральных СМИ, Колумнист РБК Pro, Rusbase
49,6% всего интернет-трафика приходится на ботов — такие результаты исследования компании Imperva, специализирующейся на кибербезопасности. Ее специалисты и коллеги из схожих областей бьют тревогу — это на 2% больше, чем в 2023 году, и этот показатель максимальный, начиная с 2013 года. Получается, что каждый второй переход по ссылке обеспечивают боты.
Людей пугает сам факт, что искусственный интеллект и создаваемые на его базе боты могут не только анализировать информаций, но и предпринимать определенные действия, что может сильно вредить репутации отдельного человека и целой компании.
Так ли это на самом деле? Разберемся по порядку.
Как основатель Simuran Consulting, я много работаю с темой трафика с нашей командой по маркетингу, как для нашей компании, так и для наших клиентов. Вот что я вижу в реальной жизни и на практике:
Спамный спам!
Обычным людям действительно бывает неприятно, когда в личные сообщения или комментарии прилетает спам, который нагенирили боты. Этот однотипный спам можно удалить и заблокировать аккаунт, с которого пришло сообщение. При этом я сама лично переходила по ссылкам и находила интересные магазины, в которых я покупала нужные мне вещи. Иногда присылают спам-приглашения на мероприятия — я регистрируюсь, посещаю и получаю доступ к интересному контенту, новым связям и даже потенциальным клиентам. Вопрос: почему одни продают с помощью ботов, а другие только жалуются?
А надежны ли каналы трафика?
Важно учитывать нюанс, что в России крайне ограничены каналы трафика. Те же боты могут обеспечить рассылку, которая приведет больше лидов, чем реклама у блогеров, где слишком много влияющих на результат факторов. Точно ли понял техническое задание? А как снимет ролик? Какой напишет текст? Выпустит ли креатив вовремя? Вспомним, сколько озвучено жалоб на то, что у блогера просто плохое настроение, и реклама продукта или услуги получается слишком скучной, грустной, без эмоций!
Накрученная фальшь
Отдельная тема для обсуждения — низкое качество ботов-рассыльщиков в том же ВКонтакте. Люди очень быстро их банят, поэтому сложно получить хоть какой-то результат. При этом боты для накрутки лайков и комментариев пользуются большой популярностью, ведь можно создать группу, наполнить ее контентом, загнать этих ботов и создать видимость живого сообщества. Таким образом недобросовестные товарищи используют хороший инструмент, чтобы продавать группы за большие деньги, создавая видимость успеха. Например, недавно я собиралась выкупить проект, в котором кроме сайта были группа в ВКонтакте и канал в Телеграм. Все пользователи — боты. Все показатели накручены. В такой ситуации более справедливо будет обсудить: боты плохие или люди не умеют ими правильно пользоваться?
Назойливость не знающая границ
Разберемся с нейрокомментированием постов. Например, одно дело подключать ботов и засыпать сообщениями на всех доступных площадках, другой подход — найти реальные боли и проблемы целевого клиента, составить грамотную рассылку и отправить ее по соответствующей аудитории. Правила маркетинга и экологичных продаж работают с нейроинструментами так же, как и с вечной классикой. Когда-то нанимали ассистента, чтобы такой помощник ставил лайки и писал комментарии, — теперь это делают боты. Принцип тот же — исполнители разные. Так почему это должно так пугать и напрягать? Просто не надо отправлять 10500 раз одно и то же сообщение в течение короткого времени. Это не гипербола — мне действительно одна компания слала одну и ту же рассылку на всех площадках где я зарегистрирована буквально каждый день. Только после угрозы подать в суд на незаконное использование персональных данных от меня отстали.
А где же искренность…?
Аналогично с нейролайкингом. Можно тратить время и вручную ставить социальные реакции — можно для этого запустить бота, как помощника, и дальше тратить время на человека, который обратил внимание на поставленный лайк. Главное не опускаться до провокаций: например, иногда к историям или постам с кейсами и отзывами клиентов ставят негативные реакции только чтобы привлечь внимание. Если хотите проблем — продолжайте так делать. Хотите продаж и клиентов — поступайте экологично и по-человечески.
Слили и не вернули…
Единственный действительно неприятный нюанс — когда рекламный бюджет скликивают боты. Но давайте вспомним: такое было и раньше. Только пару лет назад для этого нанимали студентов и платили им за каждый клик, заполнение анкет и просмотр видео. Действительно, при таком подходе предприниматель или эксперт теряют огромные бюджеты на рекламу только потому, что конкуренты нанимают таких «помощников». Как видите, ситуация не меняется: есть недобросовестные люди, которые не умеют нормально конкурировать и которые используют ботов для своих «серых» схем.
Двуличие или забота?
При этом меня удивляет позиция Илона Маска: в ответ на жалобы пользователей, что боты заспамливают комментарии ссылками на порнографические материалы, он хочет ввести плату за отправку сообщений и любое взаимодействие. По его мнению, это единственный вариант решения проблемы. Этот человек выступает за свободу слова, при этом ограничивает ее, чтобы еще больше заработать. Получается, не такие у него честные и прозрачные принципы, как он любит говорить в разных интервью.
Подведу итог: не вижу повода для истерики. Да, боты есть. Последние 2-3 года они стали неотъемлемой частью жизни и продвижения. Это нужно принять, как факт, научиться ими пользоваться и при возникновении сложностей — противостоять в виде блокирования и отправку жалоб на спам.