Работая с клиентами и ведя собственные бизнесы, неоднократно приходилось сталкиваться с вопросами: а можно ли законно снизить налоговые выплаты? Ведь это весьма чувствительная статья расходов и сокращение позволяет существенно поднять прибыль. О том, как это сделать законными способами, расскажу дальше.
1. Правильный выбор системы налогообложения.
К примеру, ко мне обратился основатель стартапа с вопросом: «Я был самозанятым, теперь хочу перейти на упрощенную систему налогообложения. Какую форму выбрать – УСН-6 (6% с Дохода) или УСН-15 (15% с разницы Доходов и Расходов)»?
Ответ на этот вопрос кроется в экономическом расчете. Мы сравниваем сумму этих налогов при разной величине расходов. Несложный расчет позволяет понять, что при ставках в 6 и 15% выгоднее выбирать УСН-6, если расходы составляют 60% и меньше.
Небольшое уточнение. Поскольку, по нашему законодательству, при суммах дохода свыше 300 000 руб. в год в УСН-6 начисляется дополнительно 1%, для большинства бизнесов ставки будут 7% и 15%. Здесь расчет дает решение, что выгоднее выбрать УСН с Дохода (УСН-6), если расходы составляют 53,3% и меньше.
2. Регистрация бизнеса в регионе со льготной системой налогообложения.
Например, Калмыкии или Удмуртии. В таких регионах ставка налога может достигать 1%.
Разговариваем мы как-то с селлером на Wilberries. Он говорит: «Я балансирую на грани Прибыль/Убыток, потому что в моей категории товара высокая конкуренция, с тут еще маркетплейс изменил условия, что расходы выросли. Надо искать другой товар, но что делать с этим, в немалых количествах лежащим на складах. Продавать в убыток — это подорвать бизнес окончательно».
Спрашиваю: «А у вас система налогообложения какая?»
Он: «УСН-6 “Доходы»
Уточняю: «А ООО зарегистрировано в каком регионе?»
Отвечат: « В Смоленской области, хоть и веду бизнес главным образом в Волгограде»
Задаю финальный вопрос: «А продаете на маркетплейсе, то есть — по всей стране? Тогда вам стоит перерегистрировать свое ООО в регион, где налоговая ставка составляет 1% — Калмыкия, Удмуртия, Адыгея».
Действующее законодательство предоставляет возможность вести бизнес не только в регионе регистрации, а по всей стране, а регистрация бизнеса не обязательно должна быть по региону регистрации собственника.
Перевод своего бизнеса в такой регион позволяет снизить налоги иногда даже в 6 раз. Так для бизнеса с оборотом в 100 000 000 рублей в год экономия может составить до 5 000 000 по году.
3. Учесть те расходы, которые входят в издержки бизнеса.
К примеру, транспортные расходы сотрудников, как бензин, обслуживание и ремонт автомобиля. На эти суммы также можно уменьшить налогооблагаемую прибыль.
Мы обсуждали как-то с предпринимателем экономику его бизнеса. Поскольку у него было несколько точек общепита в разных городах Курской области, ездить ему приходилось немало. Я порекомендовал ему включить в состав расходов компании расходы на бензин и обслуживание принадлежащего ему автомобиля, который он использовал в своей работе.
Но тут важны два условия:
- Во-первых, подобная компенсация должна быть предусмотрена Трудовым договором с сотрудником. А, значит, соответствующий пункт нужно внести в Трудовой договор и переподписать его.
- Во-вторых, налог должен исчисляться с прибыли (доходы – расходы). Тогда выросшие расходы снизят налогооблагаемую прибыль и, как следствие, размер уплачиваемого налога.
Если эти условия соблюдаются — действуйте.
4. Активное использование командировочных расходов.
Эту рекомендацию я часто даю тем клиентам, которые обращаются с запросом на повышение прибыли. Многие бизнесмены просто забывают оформить для себя или своих сотрудников командировку, считая это лишней морокой. Как следствие, расходы на переезды не включают в издержки бизнеса. И это при том, что особенность некоторых бизнесов предполагает достаточно частые поездки руководителей и сотрудников за пределы своего региона. Это могут быть различные выставки, конференции, обучение, переговоры с контрагентами и многое-многое другое.
В состав командировочных расходов можно включить стоимость авиа-, ж/д и автобусных билетов, суммы, истраченные на ГСМ, если поездка была на автомобиле, стоимость проживания в гостиницах и суточные, исходя из суммы в 700 руб. в день на человека.
В общей сложности, сумма таких расходов может оказаться весьма внушительной, что даст весьма существенную экономию на налогах.
5. Оформлять представительские расходы
Поскольку в настоящее время довольно многие компании предпочитают отказываться от офисов и встречи, зачастую, проводятся в кафе и ресторанах. Для многих моих клиентов также было приятным удивлением, что расходы, связанные с такими встречами также можно относить на бизнес, оформляя их как представительские расходы.
В состав таких расходов можно относить счета за ужин в ресторане в процессе переговоров, стоимость приобретения подарков и сувениров своим партнерам и контрагентам, аренду переговорных и других помещений для представительских нужд, дополнительные расходы на организацию и проведение переговоров (канцтовары, кофе-брейки и т.п.)
Дополнительно, к расходам бизнеса можно отнести, к примеру, аренду оборудования: ноутбуки, принтеры, другую офисную технику
Разумеется, все эти расходы должны корректным образом оформляться и проводиться соответствующим счетам бухучета. Для правильного оформления их стоит обратиться к своему бухгалтеру, ведь именно за это вы платите ему деньги.
Выстроенная таким образом налоговая оптимизация для одного из моих клиентов дала сокращение расходов на 228 000 ₽ в месяц, и это далеко не предел.
Важно только контролировать, чтобы ваша прибыль по итогам такой оптимизации не ушла в минус. С убытков сокращать налоги уже не получится
Еще одна небольшая, но весьма существенная рекомендация.
Работая над снижением налоговых расходов, не забывайте о чувстве меры. Это позволит, с одной стороны, избежать ненужного дополнительного внимания со стороны налоговых органов, а с другой — обеспечит вам адекватное представление ситуации в бизнесе.
Автор статьи Александр Козлов. Генеральный директор и собственник ООО «КОНКОРД+».